Украина и НАТО намерены обсудить будущее Черноморского флота РФ, ПРО, реформу украинской разведки и концепцию внешней политики государства. Об этом свидетельствует имеющийся в распоряжении издания "Коммерсант-Украина" закрытый документ с графиком украинско-натовских мероприятий на 2011 год,
Первая версия документа была одобрена странами альянса и Киевом 23 февраля 2011 года - за день до того, как Кабинет министров Николая Азарова утвердил "Годовую программу сотрудничества Украина-НАТО" (ее детали не разглашались). В график 23 мая были внесены изменения. Обновленную версию документа подписал заместитель генсека НАТО по политическим вопросам Джеймс Аппатурай.
Согласно плану, всего на этот год запланировано 64 мероприятия в рамках Комиссии Украина-НАТО (КУН). Из документа следует, что украинские власти и представители альянса за закрытыми дверями обсуждают весьма чувствительные для Москвы вопросы: безопасность в Черноморском регионе и будущее дислоцированного в Крыму Черноморского флота РФ, ПРО, приднестровское урегулирование, энергетическую и экономическую безопасность Украины, реформирование ее разведструктур. В плане значится даже такой пункт, как обсуждение внешнеполитической стратегии Украины,- этой теме посвящены две встречи в рамках КУН в июне: на первой предполагается обсудить общие принципы внешней политики Украины, а на второй - проект стратегии.
По данным издания, об активизации взаимодействия Киева и НАТО в Москве известно. Во всяком случае, глава комитета Госдумы РФ по международным делам Константин Косачев высказался на сей счет недвусмысленно. "Для нас действия Украины на натовском направлении не до конца прозрачны. В шагах Киева мы видим непоследовательность. Они нам говорят одно, а делают другое. Это прискорбно, и мы будем на это реагировать",- пообещал российский парламентарий.
Другой высокопоставленный источник издания в российских властных структурах заявил: "Документ свидетельствует о полной несамостоятельности Украины при формировании ее внешней политики. Все это слабо ассоциируется с провозглашенным ее руководством внеблоковым статусом и отказом от интеграции в НАТО".
В Киеве с такой постановкой вопроса категорически не согласны. Первый заместитель главы комитета Верховной рады по вопросам нацбезопасности и обороны Сергей Гриневецкий, сославшись на упомянутый закон об основах внутренней и внешней политики, напомнил, что "в нем говорится как о "соблюдении Украиной политики внеблоковости", так и о "продолжении конструктивного партнерства с НАТО и другими военно-политическими блоками по всем вопросам, представляющим взаимный интерес", отметив - отдельного закона о внеблоковом статусе Украина не принимала. "Речь шла лишь о "политике внеблоковости", что не означает нашего самоустранения из процесса развития европейской системы безопасности",- возразил Гриневецкий. На вопрос издания об упреках Киеву в неискренности депутат ответил: "Кто бы говорил об этом: Россия, с одной стороны, называет Украину стратегическим партнером, а с другой - оказывает на нее экономическое давление".
Еще более откровенно нынешнее состояние российско-украинских отношений прокомментировал на условиях анонимности высокопоставленный источник издания в украинском правительстве: "У нас была иллюзия, что если в отношениях с РФ снять ключевые раздражители вроде признания голодомора геноцидом, планов вступления в НАТО, нежелания продлевать присутствие Черноморского флота, то все наладится. Но этого не произошло. Москва хочет, чтобы мы находились в ее орбите и еще за это ей же и доплачивали. Взять хотя бы Таможенный союз. Нас туда очень странно зовут. Нам не говорят, что мы от этого выиграем, а указывают на то, что потеряем и каким санкциям подвергнемся, если откажемся в него вступать и не дай бог создадим зону свободной торговли с ЕС". По словам собеседника издания, Киеву такой подход не нравится и, поскольку диалога на равных не выходит, там намерены сближаться с Европой. "Это не мы отдаляемся от России, а она нас отталкивает",- пояснил чиновник. А тесные отношения Украины с НАТО объяснил так: "Мы продолжаем реформу нашей армии по лекалам альянса, и это не секрет. План же совместных мероприятий - обычная практика информирования партнеров по вопросам, вызывающим у них интерес".