Для многих крупных корпораций, входящих в список Fortune Global 500 (рейтинг 500 крупнейших мировых компаний, критерием составления которого служит выручка), уходящий год оказался крайне тяжелым: европейский долговой кризис - тема, не сходящая с главных полос СМИ, - оказал самое непосредственное влияние на их котировки. Инвесторы с замиранием сердца следили за новостями с европейского фронта, чутко реагируя на заявления европейских лидеров.
Первыми под удар "информационного шторма" попали компании финансового сектора с такими гигантами отрасли, как американские Bank of America и Goldman Sachs. Однако туго в 2011 г. пришлось не только банкам, но и автопроизводителям и авиастроительным компаниям, которые терпели убытки из-за общей слабости мировой экономики и неспособности европейских власетй взять ситуацию под контроль. Капитализация 34% компаний из списка Fortune Global 500 сокращалась в минувшем году катастрофически быстрыми темпами.
Так, капитализация американского банка Bank of America за минувший год сократилась на 58%, достигнув отметки в 58 млрд долл. В ноябре 2011 г. цена акции компании упала до двухлетнего минимума. Тогда же глава кредитной организации Брайан Мойнихан объявил о программе масштабной реорганизации бизнеса, согласно которой BofA сократит 30 тыс. рабочих мест, что позволит экономить по 5 млрд долл. ежегодно до 2014 г. В мае 2011 г. аналитики Barclays Capital предупредили, что не следует ожидать роста чистых активов банка в течение последующих 5 лет. По их словам, восстановить доверие инвесторов к акциям Bank of America может стабилизация обстановки в США и Европе.
Прошедший год оказался неудачным и для ритейлера офисных и канцелярских товаров OfficeMax, капитализация которого "растаяла" на 72%. Продажи компании сократились более чем на 1 млрд долл. в период с 2006 г. по 2010 г. В 2011 г. компания вновь разочаровала акционеров, обнародовав неутешительные результаты за III квартал 2011 г. и подтвердив прогнозы экспертов Goldman Sachs, сообщивших об "очень слабых показателях OfficeMax в отношении маржинальности бизнеса". Корпорация все еще надеется преодолеть "черную полосу", но неблагоприятная операционная обстановка сильно затрудняет процесс. В ноябре OfficeMax сообщила, что базовые операционные показатели бизнеса могут быть восстановлены не раньше 2013 г.
Среди аутсайдеров фондового рынка оказалась и материнская компания одного из крупнейших авиаперевозчиков США - American Airlines, в конце ноября 2011 г. подавшая в суд по банкротствам заявление с целью защиты от кредиторов и реструктуризации долгов. Одновременно AMR Corp. сменила своего главу - новым исполнительным директором и председателем совета директоров стал Томас Хортон. По его словам, на подобный шаг компанию толкнули в том числе растущие цены на авиатопливо, отток обеспеченных клиентов, выбирающих перелет в премиум-классе, и сложные переговоры с профсоюзами. В недавнем прошлом (по состоянию на 2006 г.) крупнейшая авиакомпания мира, скорее всего, "не выживет", даже несмотря на заявление о защите от кредиторов, считает аналитик Morningstar. По его словам, причина кроется в неподъемных издержках, которые несет бизнес на фоне ужесточающейся конкуренции со стороны бюджетных авиаперевозчиков, снижения производительности труда при старении авиапарка.