ua en ru

В 2012 г. Японию вновь ожидает торговый дефицит, - аналитики

В 2012 году Японию вновь ожидает торговый дефицит, считают аналитики, опрошенные The Wall Street Journal.

"За первые 11 месяцев прошлого года торговый дефицит Японии составил 2,3 трлн иен (30 млрд долл.), тогда как 2010 г. Япония закончила с профицитом в 6,6 трлн иен. За декабрь экономика страны не смогла наверстать упущенное. Более того, в 2012 г. Японию вновь ожидает торговый дефицит", - отметили эксперты.

Мартовская природная катастрофа оказала серьезное негативное влияние на экономику страны, однако это лишь одна из проблем. После трагедии на АЭС "Фукусима" Япония, например, была вынуждена увеличить импорт нефти и газа, чтобы покрыть свои потребности в энергоносителях на фоне восстановления инфраструктуры (по прогнозу правительства, ВВП страны в 2012 финансовом году, который начинается 1 апреля, вырастет на 2,2%).

Другим негативным фактором для японского торгового баланса остается высокий курс национальной валюты по отношению к доллару. Рост иены сказался на привлекательности японских товаров за рубежом. За 2011 г. иена подорожала по отношению к доллару на 8,5%, поставив рекорд 31 октября - 75,35. Согласно расчетам JP Morgan, рост курса национальной японской валюты даже на 1% может привести к сокращению объемов экспорта на 0,34%.

"Сильная иена снизила конкурентоспособность японского экспорта по сравнению товарами ключевых конкурентов, таких как Германия и Южная Корея", - сказал РБК daily главный экономист IHS Global Insight Раджив Бисвас.

В то же время, сальдо платежного баланса Японии пока остается положительным. Однако, как опасаются аналитики JP Morgan, японский платежный баланс может стать отрицательным в течение ближайших двух-трех лет, если местные компании начнут активнее выводить производства за рубеж. "Вероятность этого крайне велика. Дело в том, что местные производители, в первую очередь электроники и автомобилей, уже не первый год отдают предпочтение размещению своих заводов в развивающихся странах, которые на фоне снижения потребления в США и Европе становятся для них ключевыми рынками сбыта. Так, даже Nissan - лидер по продажам прошлого года на местном рынке среди автопроизводителей - объявил о своем намерении активнее развиваться за границей. Если в 2011 г. на иностранных конвейерах было произведено 67% автомобилей японских марок, то к 2014 г. этот показатель превысит 75%", - полагают аналитики JP Morgan.

"В ближайшие годы автозаводов в Японии станет меньше", - подтвердил РБК daily директор Центра экономики автомобильной промышленности Университета Дуйсбург-Эссен Фердинанд Дуденхеффер.

Прошлогоднее разрушительное землетрясение и цунами, в результате которых многие ведущие японские экспортеры были вынуждены приостановить выпуск продукции, лишь подтолкнут к выводу японских предприятий в соседние страны. "Эта тенденция продолжится, в том числе и потому, что наиболее перспективными рынками для японских производителей являются развивающиеся страны - Китай, Индия и Бразилия", - прогнозирует Бисвас.

Как опасаются аналитики, если Токио не сможет остановить рост торгового дефицита, ему придется активнее занимать деньги за рубежом, причем все дороже и дороже. Сейчас расходы на займы Японии являются одними из самых низких в мире. Так, доходность по десятилетним гособлигациям держится на уровне 1%.

Отметим, согласно обнародованным сегодня данным Министерства финансов Японии, в стране по итогам 2011 г. зафиксирован дефицит торгового баланса 2,49 трлн иен (32 млрд долл.) впервые за 31 год.