Законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс по усовершенствованию электронной системы администрирования налога на добавленную стоимость (№ 2173а) мог бы устранить ряд острых проблем, существующих сегодня в этой сфере, но некоторые нормы, в случае принятия законопроекта, будут иметь негативные последствия для бизнеса. Об этом сообщил старший менеджер международной аудиторско-консалтинговой компании "Делойт" Евгений Ратманский.
По его словам, законопроект должен был включить в себя предложения рабочей группы при Министерстве финансов Украины, в которую вошли представители Государственной фискальной службы и бизнес-сообщества. Рабочая группа как раз и была создана для формулировки предложений, направленных на исправление существующих недостатков системы электронного администрирования НДС.
"Часть предложений группы при подготовке законопроекта была учтена. Так, например, в документе решается проблема, актуальная для энергетической отрасли. В нынешней редакции НКУ предприятия дистрибуции являются заложниками подекадной выписки налоговых накладных в отношении осуществленных поставок, в то время как входящий НДС, как правило, компании получают в конце отчетного периода. Это неминуемо приводит к значительным кассовым разрывам. Законопроект предусматривает право выписки сводных налоговых накладных по результатам отчетного периода (при соблюдении условий непрерывности и ритмичности поставок). При этом следует отметить, что право выписки сводных налоговых накладных предприятия имели и ранее, законопроект лишь выносит данную норму из подзаконного акта в Налоговый кодекс", - сообщил он.
По словам Ратманского, не все предложения рабочей группы нашли свое отображение в проекте закона. Более того, отмечает он, документ содержит некоторые положения, которые, по-видимому, внесены в него по настоянию фискальных органов и вряд ли найдут поддержку со стороны бизнес-сообщества.
"К таким изменениям относится "обнуление" формулы и, как следствие, лимита выписки налоговых накладных по состоянию на 1 июля 2015 года.
Также меняется порядок переноса в формулу накопленного НДС-актива (отрицательного значения по НДС). Имея практический опыт декларирования накопленных остатков по НДС, начиная с февральской декларации, можно предположить, насколько проблемным будет повторный процесс. Также нет четкого понимания и уверенности, что все суммы дебиторской задолженности по НДС бизнес сможет использовать в системе электронного администрирования НДС или получить от государства в виде возмещения", - отмечает эксперт.
Таким образом, подчеркивает Ратманский, с одной стороны, присутствует насущная необходимость внесения значительных корректив в работу системы электронного администрирования НДС. С другой стороны, существующий законопроект, решая многие проблемы, и в том числе, проблемы энергетиков, может привнести существенный негатив бизнесу в целом. Поэтому возможность и необходимость его принятия в существующем виде вызывает некоторые опасения, резюмирует Ратманский.
По его мнению, необходимо в кратчайшие сроки доработать законопроект, исключив из него проблемные нормы, поскольку усовершенствование системы электронного администрирования НДС критично для бизнеса в целом и энергетики в частности.