ua en ru

Ущерб от деятельности China Harbour может составлять 273 млн гривен, - расследование

Ущерб от деятельности China Harbour может составлять 273 млн гривен, - расследование Фото: порт "Южный" (port-yuzhny.com.ua)

Авторы расследования узнали новые подробности скандального контракта

Ущерб государства от проведения дноуглубительных работ в порту "Южном" со стороны китайской компании China Harbour Engineering Сompany Ltd. (СНЕС) может составить 273 млн грн. Об этом пишет издание "Бизнес" в статье "Достигли дна. Коррупционная схема в АМПУ - на сотни миллионов гривен".

Так, отмечается, что по условиям конкурса, проведенного весной этого года Администрацией морских портов Украины (АМПУ), участник обязан предоставить справку о наличии необходимого оборудования и материально-технической базы. В документах CHEC значилось, что компания арендует технику. Но в дальнейшем обнаружилось, что договора аренды имеют признаки фиктивных, пишет СМИ. В них не указаны размеры фрахта, а в одном нет даже даты подписания. Это обстоятельство позволило постоянно увеличивать ставку аренды судов и оборудования.

"С китайской компанией был заключен контракт, который на момент подписания не содержал подтверждения ни одной составляющей договорной цены, смет и сметных норм. Стороны фактически согласовали лишь общую цену. А из чего она складывалась – чиновников не интересовало. В договоре даже не зафиксирован состав земкараванов – в календарном графике нет информации, какое именно оборудование должно быть мобилизовано. Все эти факторы стали основной для дальнейших системных фальсификаций со стоимостью выполнения работ и невыполнения календарного графика", – говорится в статье.

По данным авторов, 19 мая 2017 года, на следующий день после подписания договора подряда, было заключено дополнительное соглашение, в котором стоимость эксплуатации строительных машин и механизмов была увеличена с 608,5 млн грн до 752 млн грн. Государство заставили доплачивать китайскому дноуглубителю более 5 млн долларов.

Отмечается, что АМПУ согласился оплатить другие затраты в сумме 218 млн грн и "сопутствующие затраты" в сумме 21,5 млн грн (исследование дна и т. д.), хотя они не были обоснованы документально. В сумме государство выделило 456,5 млн грн, не имея от китайского подрядчика расчетов и подтверждения расходов, пишет автор.

22 августа 2017 г. АМПУ и китайская компания заключают второе соглашение. Стоимость эксплуатации строительных машин и механизмов вновь возрастает до 754 млн грн. Всего же стоимость эксплуатации оборудования в сравнении с условиями договора выросла на 7,3 млн долларов, говорится в статье.

Подняв цены на работы, в АМПУ вновь не указали, какое же именно дноуглубительное оборудование предложила CHEC. Сейчас в порту вместо оборудования большей мощности работает менее мощная техника в большем количестве, что приводит к росту затрат. И эти затраты компенсируются за государственный счет, говорится в статье.

"Завышая затраты, АМПУ и китайская компания скрывают факт экономии расходов за счет сокращения расстояния от места работ до отвала грунта с 20,4 км до 12,4 км. По подсчетам специалистов, нагрузка на оборудование благодаря использованию более ближнего грунтоотвала составляет порядка 20%. И договорная цена должна быть уменьшена до 480 млн грн. Но расходы на эксплуатацию лишь возрастают", – отмечается в статье.

Издание также направило в ГПУ, НАБУ, МВД и СБУ запросы с просьбой дать оценку ситуации в порту "Южный".

Ранее СМИ писали о том, что крупнейший тендер в порту "Южный" на проведение дноуглубления мог быть организован с грубыми нарушениями закона. Отмечалось, что победитель торгов – китайская компания СНЕС не предоставила АМПУ весь пакет документов, в частности, лицензию на проведение строительных работ и регистровый сертификат судоходства Украины о признании права компании на проведение дноуглубительных, промерных и водолазных работ, а также утвержденного календарного плана проведения работ.