ua en ru

Урок самозащиты: все, что стартаперы должны знать о правах интеллектуальной собственности

Урок самозащиты: все, что стартаперы должны знать о правах интеллектуальной собственности

Только за 2017 год украинским стартапам удалось собрать с помощью крупнейших мировых краудфандингових платформ Kickstarter и Indiegogo $1,8 млн (что в 4 раза превышает запланированные суммы). В рамках фестиваля Startup Kultur, проходившего под патронатом Goethe-Institut в Украине, Дария Валявская, руководитель практики интеллектуальной собственности юридической фирмы Redcliffe Partners, объяснила, как каждый создатель бизнеса может успешно защитить его.

Для начала стоит разобраться, что представляют собой права интеллектуальной собственности и что можно защитить с их помощью. Выделяют два блока: авторское право и право промышленной собственности. Первый из них регулирует права на произведения науки, литературы и искусства, а второй — торговые марки, промышленные образцы, изобретения и полезные модели.

Защитить права на объекты интеллектуальной собственности стоит еще до выхода стартапа на рынок. В первую очередь, нужно обратить внимание на название продукта, который вы планируете производить или продавать, – оно должно быть зарегистрировано как торговая марка. "Это могут быть словесные и графические элементы, а также цвет и комбинации цветов", — объясняет Дария.

Стартапам может понадобиться оформить права и на другие объекты – например, на промышленные образцы, полезные модели и изобретения. Поэтому стоит детально проанализировать свой бизнес и понять, какие его составляющие нуждаются в правовой защите.

Когда вы начинаете стартап, прежде всего стоит придумать название своей компании и определиться с обозначением – основным брендом или его линейкой. Именно это обозначение вы и можете зарегистрировать как торговую марку. Кстати, нелишним будет проверить, не успел ли кто-то до вас зарегистрировать аналогичную или похожую марку.

Самой распространенной ошибкой молодых стартаперов Дария называет несвоевременное оформление прав на объекты интеллектуальной собственности. Что может случиться? Например, вашу незарегистрированную торговую марку будут использовать третьи лица. В случае если эти самые лица начнут производить продукт сомнительного качества, авторитет вашего бренда и кредит доверия к нему неизбежно станет уменьшаться. Также сложности могут возникнуть, если вы захотите договориться о совместном использовании названия бренда.

Придумывая название или бренд, нужно помнить, что существуют законодательные ограничения, согласно которым ваша айдентика не сможет получить правовую защиту. Это случится, например, если торговая марка указывает на род, вид или характеристику ваших товаров и услуг. Словом, вы не сможете назвать кондитерскую "Вкусная выпечка", потому что такое название дает определенное описание продукции и совсем не означает, что ваша выпечка действительно вкуснее любой другой.

Зарегистрировать права на идею или получить на нее патент невозможно. Но вы можете получить права на объекты, которые могут возникнуть в комплексе с реализацией вашей идеи. Например, если вы придумали сюжет книги, вряд ли вы сможете зарегистрировать его, но зато вам удастся защитить уникальную схему отношений между главными героями или, например, названия и имена в книге. Но в каждом конкретном случае необходимо рассматривать реализацию проекта комплексно: лучшим вариантом будет консультация со специалистом по вопросам интеллектуальной собственности.

Еще один важный нюанс – всегда стоит внимательно относиться к юридическому оформлению отношений с дизайнерами, разработчиками и другими людьми, которые принимают участие в создании продукта. Зачем? Все просто: вам важно сразу проговорить, кто будет иметь права на торговую марку, изобретения и продукцию, вышедшую под этой самой маркой.