Проект приказа Министерства инфраструктуры Украины, предусматривающий повышение тарифа на железнодорожные перевозки грузов 1-го класса с 01.01.2022 на 9%, содержит многочисленные нарушения и не соответствует нормам ряда законов, поэтому не может быть зарегистрирован Министерством юстиции.
Об этом пишет РБК-Украина со ссылкой на открытое письмо к министру юстиции Украины Денису Малюски.
Как сказано в письме, около месяца назад начал действовать приказ МИУ №418, уже повысивший тарифы на перевозку грузов 1-го класса с 1 января, и установил коэффициент к тарифам в размере 2,204. В свою очередь новый проект приказа предусматривает еще одно повышение тарифов, без надлежащего обоснования соответствующего регуляторного механизма принципам регуляторной политики.
"Формально разработчик проекта приказа анализ регуляторного влияния приобщил. Однако документ содержит столь многочисленные нарушения требований действующего законодательства, что можно считать его полностью отсутствующим. В нем полностью отсутствует информация, предусмотренная статьей 8 закона Украины "Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности" далее - Закон), а именно - о целесообразности, адекватности, эффективности и сбалансированности этого решения", - подчеркивается в письме.
Так, в ОП "Укрметаллургпром" отмечают: в Анализе регуляторного влияния не обоснована необходимость государственного регулирования хозяйственных отношений, не доказано соответствие форм и уровня государственного регулирования, и отсутствуют альтернативы. Кроме того, в проекте отсутствует экономический анализ последствий, к которым может привести реализация настоящего Приказа, и обеспечение баланса интересов различных групп субъектов хозяйствования - например, "Укрзализныци" и других групп, получающих услуги "Укрзализныци" по перевозке грузов, граждан и государства.
Кроме того, как отмечают в "Укрметаллургпроме", новый приказ предлагается принять в то время как предыдущий Приказ о повышении тарифов еще даже не начал действовать. А значит, пока неясно, удалось ли повышением тарифов решить те проблемы, для которых он был создан, в том числе - уменьшить убыточность УЗ.
"Предполагая, что разработчик декларирует в каждом случае одну и ту же проблему, он не доказывает, что она будет решена путем принятия конкретного приказа. Такая ситуация может привести к негативной практике регулятора повышать тарифы на грузовые железнодорожные перевозки без надлежащего обоснования и доказанной необходимости в любое время", - отмечается в письме.
Также в Анализе регуляторного влияния разработчики не предоставили необходимую информацию о себестоимости грузовых перевозок, в том числе на перевозку грузов 1-го тарифного класса, и о рентабельности грузовых перевозок АО "Укрзализныця". А это значит, что ни у кого нет возможности проверить, насколько адекватно желание УЗ в очередной раз повысить тарифы.
"Аналитические данные по подтверждению существования проблемы, а также эффект от повышения тарифов, исследованы только формально - ведь не предоставлены никакие подтверждающие данные, что эти направления для УЗ убыточны", - указывается в письме.
Отдельные замечания у промышленников к данным относительно сравнения динамики индекса цен производителей промышленной продукции и индекса тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, которые представили в МИУ - ведь, как оказалось, для этого сравнения в ведомстве взяли разные периоды года.
"Индексы цен производителей промышленной продукции и индекс тарифов на перевозку грузов должны быть взяты соответственно в текущем периоде по сравнению с базисным. Однако для индекса цен производителей промышленной продукции базовым периодом определен 2008 год. А для расчета показателей индекса тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом взят только IV квартал в IV квартал 2008 года", - указывается в письме.
Кроме того, в "Укрметаллургпроме" указывают: проект увеличивает финансовую нагрузку на промышленность, которая и так страдает от экономического кризиса в стране.
"Запланированное повышение тарифов приведет к росту тарифной нагрузки на бизнес в целом на 10,1 плюс 2,3 млрд грн соответственно ежегодно. Расходы же предприятий, например, топливно-энергетического комплекса потенциально возрастут на более чем 30%, или 2 млрд грн ежегодно, что будет иметь катастрофические последствия для угольной и энергетической отраслей", - отмечается в письме.
Согласно статье 25 Закона "Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности" регуляторный акт не может быть принят или одобрен, если в нем отсутствует анализ регуляторного влияния, напоминают в "Укрметаллургпроме".
"Поскольку анализ регуляторного влияния к проекту приказа содержит многочисленные существенные недостатки, орган юстиции имеет все основания для отказа в государственной регистрации регуляторного акта. Поэтому призываем отказать в проведении государственной регистрации проекта приказа Министерства инфраструктуры Украины "О внесении изменения в коэффициенты, применяемые к тарифам" , - резюмируется в письме.
Ранее гендиректор Федерации работодателей и транспорта Украины Владимир Гусак заявил, что руководству "Укрзализныци" следует думать о закупке локомотивов, которых катастрофически не хватает, а не о покупке новых вагонов.
В свою очередь экс-министр инфраструктуры Владимир Омелян заявил, что обновлять подвижной состав "Укрзализныци" нужно, но в первую очередь необходимо модернизировать железнодорожную инфраструктуру и повысить качество перевозок.