Украинский ритейл занимает лидирующие позиции по привлекательности активов в СНГ. Об этом сегодня в ходе Х международной конференции "Современная АЗС и нефтебаза: рынок нефтепродуктов России" заявил заместитель директора департамента по вопросам нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Министерства энергетики и угольной промышленности Украины Константин Бородин.
Представитель Минэнергоугля выделил три основные тенденции украинского розничного рынка. "Прежде всего это рост доли брендовых АЗС. Три украинские компании в 2010-2012 гг. ввели в эксплуатацию 219 АЗС под брендами ОККО, WOG и Параллель". По его словам, за последние два года реализация в брендовых сетях выросла на 7-8%.
Кроме того, в Украине улучшилось качество станций. "Сегодня новые заправочные объекты в Украине помимо заправки топливом включают в себя магазины, пункты питания (кафе, рестораны), услуги СТО", - сообщил Константин Бородин.
Весомой тенденцией рынка Минэнергоугля называет заход новых игроков. "За последние два года в Украине начали развиваться новые мощные игроки - SOCAR, "Газпром нефть", Rompetrol. Но качественных активов на рынке недостаточно, и конкуренция за них будет нарастать, толкая цены вверх. Стоимость "входного билета" на рынок Украины в 2015 г. может оказаться вдвое выше, чем сегодня", - отметил он.
По мнению эксперта, вторая волна глобального финансового кризиса еще более обострит тенденцию консолидации рынка. Сегодня 15 крупнейшим участникам рынка принадлежит 61% всех АЗС Украины. На них же приходится свыше 80% всех розничных продаж.
"Главной интригой на сегодня становится будущая политика на украинском рынке НК "Роснефть" как владельца украинских активов ТНК-ВР и то, какими темпами количественно и качественно будет развиваться новый украинский тяжеловес ВЕТЕК", - добавил он.
По его мнению, часть существующих украинских ритейлеров, вероятно, перейдет под контроль мировых нефтяных корпораций, которые уже несколько лет фиксируют высокую маржинальность рынка и вполне успешную работу на нем Shell, BP через ТНК-ВР и других компаний.
При этом, по его мнению, еще не заняли свое место на рынке Украины российские НК, для которых он является регионом естественного присутствия: "Сегодня россиянам принадлежит немногим более 500 АЗС ("Лукойлу", ТНК и "Татнефти"), то есть около 8% украинского ритейла".
"Вполне очевидно, что рынок продолжит укрупнение и к 2015 г. сожмется до 7-10 крупных участников, совокупная доля которых в рознице превысит 90% от продаж в стране. Вместе с тем будущее украинского рынка находится под угрозой второй волны финансового кризиса, первые признаки которого мир, возможно, ощутил сегодня утром", - резюмировал Константин Бородин.