Украинские и российские металлурги планируют в апреле повысить цены на прокат, - участники рынка
Украинские и российские металлурги планируют в апреле повысить цены на прокат, объясняя это ростом издержек и улучшением конъюнктуры на мировых рынках, пишет "Коммерсант-Украина".
Практически все меткомбинаты СНГ подняли цены на апрельскую металлопродукцию - об этом свидетельствуют данные Metal Bulletin. В "Металл Эксперт" со ссылкой на трейдеров сообщают, что "Метинвест" повысил стоимость горячекатаных рулонов на 5-15 долл./т, до 605 долл./т (условия FOB порт Мариуполь). Российский Магнитогорский меткомбинат вчера объявил о повышении цен на горячекатаный прокат на 2%, на холоднокатаный и оцинкованный - на 3% "в связи с улучшением ситуации на мировых рынках металлопроката и ростом спроса на внутреннем рынке", а также "с целью компенсации увеличения себестоимости".
Цены повышают и зарубежные компании. На апрель азиатские металлурги запланировали еще более значительный подъем котировок. В частности, корейские Posco и Hyundai Steel начали выставлять предложения горячекатаных рулонов по ценам, доходящим до 720-730 долл./т FOB. Японские производители указали в качестве желаемой цены на II квартал 750 долл./т FOB.
Источник издания в одной из компаний говорит, что поддержку ценам обеспечил сезонный рост спроса, который немного запоздал из-за февральских морозов. "Трейдеры пополняют запасы, которые сокращались с апреля 2011 года из-за падения цен на стальную продукцию на глобальных рынках",- подтверждает топ-менеджер другой компании. Но цены будут расти всего пару месяцев, считают металлурги, а затем их рост остановится, или они снизятся в зависимости от спроса в ЕС и Китае.
Обычно именно весной рост цен на сталь приводит к бурным спорам металлургов и потребителей их продукции. В "Трансмашхолдинге" (владеет "Лугансктепловозом") говорят, что в случае повышения цен будут обсуждать с потребителями вопрос индексации стоимости своей продукции. Представители Крюковского и Стахановского вагоностроительных заводов вчера рассказали изданию, что уже получили уведомления о возможном росте цен на металлопрокат как от украинских, так и от российских сталепроизводителей, но не стали комментировать возможные последствия этого решения. По словам старшего аналитика ИГ "АРТ-Капитал" Алексея Андрейченко, рост цен на металлопродукцию в 2-3% хотя и является неприятной новостью для потребителей, но все же не критичен. "Обычно повышение цен на металлопрокат перекладывается на конечных потребителей",- говорит он. Хотя сейчас из-за девальвации рубля вагоны российских заводов стали более конкурентоспособны, поэтому украинские вагоностроители вынуждены снижать цены, напоминает Андрейченко. С августа 2011 года стоимость украинских грузовых полувагонов упала на 5-6%.
Топ-менеджер одного из крупных клиентов металлургических заводов уверен, что объективных причин для роста цен на металл нет. На рынке сейчас переизбыток предложения из-за того, что Иран, традиционно закупающий порядка 15% российской экспортной стали, с начала года существенно сократил закупки, и весь невостребованный металл вернулся на внутренний рынок. Роста цен на сырье тоже нет, добавляет Борис Красноженов из "Ренессанс Капитала". Так, уголь со II квартала 2011 года подешевел на 29%, до 235 долл. за тонну, на II квартал контракты подписываются по 210 долл. По некоторым прогнозам, к концу года сырье будет стоить 190 долл. Железная руда со II квартала 2011 года подешевела более чем на 20% и стоит менее 140 долл. за тонну.
У металлургов нет другого выхода, кроме повышения цен, считает глава отдела промышленного аудита "МЭФ-Аудит" Александр Победаш. Китай, на долю которого приходится почти половина мирового потребления стали, искусственно замедляет рост ВВП с 8% до 7,5%, ожидается снижение роста потребления металла с 9% до 4%. Параллельно продолжается падение спроса в Европе (по разным прогнозам, еще на 2-14%). Причем все это происходит на фоне роста тарифов на газ и электроэнергию, а также укрепления рубля.
Отметим, ранее сообщалось, что потребление металлопроката на внутреннем рынке Украины в 2011 г. выросло на 30% - до 9,2 млн т.