Деловое сообщество призывает правительство и парламент принять ряд законов и комплексных долгосрочных программ развития промышленного комплекса
Производство автомобилей в Украине еще можно реанимировать, если на уровне парламента и правительства принять комплексную программу поддержки и стимулирования автомобильной промышленности. Такие заявления прозвучали в среду, 11 апреля, в Украинском союзе промышленников и предпринимателей, где состоялся круглый стол на тему «Автопроизводство в Украине на грани исчезновения. Срочные шаги по спасению отрасли», передает "Интерфакс".
Производители призвали правительство и парламент принять ряд законов для развития промышленного комплекса. Иначе – Украина рискует потерять сразу нескольких высокотехнологичных отраслей
Среди основных причин затяжного кризиса в отечественной автопромышленности - отсутствие антикризисных мер со стороны государства, невнятная промышленная политика и недостаточное внимание властей к созданию благоприятной среды для производителей. В течение последнего десятилетия предприятия автопрома самостоятельно противостоят вызовам, масштаб которых значительно превышает их возможности, - заявили представители крупнейших автопроизводителей Украины.
По мнению участников круглого стола, основных причин драматического состояния отрасли сразу несколько: значительное падение рынка новых легковых автомобилей (с 600 тысяч в 2008 до 82 тысяч в 2017); снижение ввозных пошлин и либерализация импорта б/у авто; отсутствие урегулирования ситуации с массовым ввозом на территорию Украины б/у машин с иностранной регистрацией, в том числе с нарушениями таможенного режима; активный импорт автомобилей из Узбекистана в нарушение правил ВТО; дезинтеграция Украины с основными экспортными рынками; полное отсутствие государственной поддержки отрасли в вопросах вывода продукции украинского автопрома на европейские рынки.
Как следствие, сегодня из 12 автосборочных заводов работают лишь 7, производственные мощности используются на 1,8% от проектных; количество рабочих мест сократилось с 36,3 тысяч человек в 2008 до 8 тысяч человек в 2018-м и продолжает сокращаться; на внутреннем рынке доля продукции отечественных заводов сократилась в пять раз и не превышает 10%; экспорт практически отсутствует; отчисления автопредприятий в бюджет составляют всего 2% от уровня докризисного 2008-го, - заявили представители украинских автопроизводителей.
По официальным данным, на начало года долги ЗАЗа перед банками составляли 3 млрд грн.и 24 млн долларов, корпорация «Богдан» задолжала более 4 млрд гривен, а долг «Еврокара» достиг 2,7 млрд гривен. При этом до кризиса 2008-го ЗАЗ инвестировал в производство 380 млн. долларов, «Богдан» – 345 млн долларов, «Еврокар» – 250 млн долларов.
«Ресурс отечественного бизнеса практически исчерпан – сегодня у нас уже не осталось ни финансовых, ни иных аргументов для удержания квалифицированных кадров, поддержки производства, не говоря уже о его развитии. Мы уверены, что модернизированные украинские предприятия имеют огромный потенциал для полномасштабного возобновления работы. Все, что нам нужно, это грамотное системное государственное управление промышленным комплексам, взвешенная фискальная и инвестиционная политика, стратегическое видение руководства страны в вопросах долгосрочного развития отрасли и промышленности в целом», - отметил Александр Козис, глава правления Корпорации «УкрАВТО».
В 2018-м существует высокая вероятность банкротства нескольких предприятий-производителей легковых автомобилей и консервации части производственных мощностей.
«В 2017 году деловое сообщество утвердило «Платформу экономического патриотизма» – рекомендации руководству страны по ускорению темпов экономического развития и прекращения неприемлемых тенденций деиндустриализации. Отдельные из предложенных решений уже учтены: рассрочка ввозной НДС на оборудование, снижение ставок портовых сборов на 20%, создание Экспортно-кредитного агентства и тому подобное. Впрочем, указанные решения правительства в основном составляют «точечные» меры, некоторые из которых внедрялись под большим давлением предпринимательского сообщества. Комплексной промышленной или хотя бы отраслевой политики по-прежнему нет. Например, украинский автопром, еще 10 лет назад формировавший 4% ВВП страны, имевший приличный экспорт и создававший более 36 тыс. рабочих мест, сейчас на грани выживания», - отметил президент Украинского союза промышленников и предпринимателей Анатолий Кинах.
Участники круглого стола призвали представителей органов власти к конструктивному диалогу и взвешенной государственной антикризисной промышленной политики, без которой украинский автопром обречен.