Украинская газотранспортная система (ГТС) уже дважды оценивалась: в 2007 г. - в 24,8 млрд долл., а в 2009 году - в 9,9 млрд долл. В Кабинете министров планируют провести еще одну оценку ГТС, но на этот раз с помощью одного из крупнейших мировых аудиторов. Об этом сообщает издание "Коммерсант-Украина".
В распоряжении издания оказались выводы консалтинговой компании "Имидж", подписанные ее директором Надеждой Николаенко и направленные руководству НАК "Нафтогаз Украины". В 2007 году компания проводила оценку украинской газотранспортной системы и подземных газохранилищ "для отображения переоцененных основных фондов в бухгалтерском учете украинской монополии". Оценка осуществлялась согласно условиям договора от 22 июня 2007 года по инициативе тогдашнего главы НАК Евгения Бакулина. Согласно отчету исполнителя, совокупная справедливая стоимость основных средств ДК "Укртрансгаз" по состоянию на 31 декабря 2006 года составила 125,7 млрд грн, или 24,8 млрд долл. (по курсу НБУ на то время).
В 2009 году при правительстве Юлии Тимошенко имела место еще одна оценка украинской ГТС, на этот раз консалтинговой компанией "Увекон". Как следует из письма директора "Увекона" Владимира Шалаева N96 от 31 мая 2009 года, компания провела оценку "с целью отражения этой стоимости в финансовой отчетности заказчика, подготовленной в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности". В своем письме Шалаев указывает, что его оценка базируется на информации, полученной от заказчика, и представляет собой "сумму, на которую можно обменять активы при заключении соглашения между знающими, заинтересованными и независимыми сторонами". Согласно отчету "Увекона", совокупная справедливая стоимость основных средств и объектов, принадлежащих ДК "Укртрансгаз", составила 79,5 млрд грн, или 9,9 млрд долл. (по курсу НБУ на то время). В документе утверждается, что совокупная стоимость активов "Укртрансгаза" на дату проведения оценки "экономически обесценилась".
В пресс-службе "Нафтогаза" и Минэнергоугля в пятницу отказались комментировать оценки компаний "Имидж" и "Увекон". В пресс-службе Кабмина заявили, что 8 февраля на заседании правительства было принято протокольное поручение о проведении еще одной оценки украинской ГТС. Она будет осуществляться по поручению Президента Виктора Януковича в рамках реформирования НАК "Нафтогаз Украины". Проектом программы реформирования предусмотрена инвентаризация активов НАК и ее дочерних предприятий, в частности "Укртрансгаза", который является оператором газотранспортной системы. Напомним, реформирование нефтегазовой отрасли, в частности "Нафтогаза", обусловлено присоединением Украины к договору об учреждении Энергетического сообщества и адаптацией законодательства Украины к законодательству ЕС в области энергетики с целью получить возможность привлечь европейские инвестиции для модернизации ГТС.
Напомним, 4 февраля министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко отметил, что для оценки стоимости ГТС будут привлекаться лучшие международные компании, имеющие необходимый опыт. Речь идет о всех компаниях "большой четверки". "Более того, проявили большую заинтересованность американские компании, занимающиеся аудитом в этой сфере",- заявил Бойко.
Высокопоставленный источник издания в департаменте нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Минэнергоугля отметил, что аудит важен как для проведения IPO "Нафтогаза", так и в целях создания консорциума по управлению украинской ГТС. Он напоминает, что в ходе переговоров с "Газпромом" о его создании возникли трудности. Украинская сторона утверждает, что ее доля в консорциуме должна составлять 34%, России и европейских партнеров - по 33%. А Москва настаивает как минимум на 50-процентной доле "Газпрома". Ранее источник в Администрации Президента сообщал, что от российской монополии даже поступало предложение выкупить украинскую ГТС за 4 млрд долл., однако украинская сторона отказалась вести переговоры о продаже.
По мнению аналитика инвестиционной компании Dragon Capital Дениса Саквы, оценка 2007 года объективнее той, что предоставил "Увекон". "В свое время мы также оценивали стоимость украинской ГТС, основываясь на цене белорусской газопроводной системы. Так вот, если белорусская ГТС стоит 5 млрд долл., то украинская система, исходя из ее мощности, должна действительно стоить 24 млрд долл. Это объективная оценка",- говорит Саква. Директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич в свою очередь отмечает, что когда "Газпром" проводил оценку белорусской ГТС, еще не существовало газопровода Nord Stream, способного снизить загрузку украинской ГТС на 10-15 млрд кубометров газа в год. "Поэтому логично предположить, что цена все-таки будет ниже, но, конечно, не настолько, чтобы составить 9,9 млрд",- говорит главный инвестстратег ФГ БКС Максим Шеин.
Шеин отмечает, что тем, кто будет давать новую оценку, придется считаться с результатами предыдущих. "По сути, они задали рамки для их работы - поставить цену на ГТС выше, чем она была в 2007 году, до финансового кризиса и запуска Nord Stream, никто не решится. А поставить цену ниже 9,9 млрд долл. для правительства Николая Азарова крайне невыгодно, поскольку тогда будет выглядеть так, как будто он продешевил, и Юлия Тимошенко оценила газопроводную систему дороже, чем нынешняя власть",- отмечает Дмитрий Марунич. "Наличие столь разных оценок может осложнить ход переговоров с Россией о создании ГТС: нынешние власти будут стараться вести переговоры с оглядкой на предыдущие оценки, что может помешать в принятии объективных решений",- говорит Максим Шеин. А управляющий партнер Astapov Lawyers Андрей Астапов отмечает, что если ГТС в результате будет продана либо внесена в консорциум исходя из оценок ниже 9,9 млрд долл., теоретически это может стать предметом судебных разбирательств и поводом для возбуждения уголовного дела. "Действительно, если власть поменяется, то у прокуратуры теоретически в любой момент могут появиться основания для обвинений в отчуждении или продаже госсобственности по заниженной цене и, соответственно, предъявления обвинения в рамках статьи 365 УК "Превышение власти или должностных полномочий"",- говорит Астапов.
Напомним, тендер на отбор оценщика украинской газотранспортной системы (ГТС) был объявлен в четверг, 19 января 2012 г.