Органам государственной власти необходимо активизировать поиск дополнительных источников наполнения госбюджета, вводя общемировую практику налогообложения проезда по территории Украины. Государство не получает транзитной ренты от использования транспортной инфраструктуры, которая формируется преимущественно в части платы за проезд по автомобильным дорогам и включена в структуру единого сбора, который взимается в пунктах пропуска через государственную границу. Об этом сообщает пресс-служба Счетной палаты.
«Сегодня единый сбор взимается в пунктах пропуска через государственную границу Украины. Он объединяет два вида сборов и платежей различных по их экономической сути: за контроль грузов и за проезд по автомобильным дорогам нашего государства. Но, как показали результаты аудита, такие сборы не способствовали позитивному влиянию на формирование доходов государственного бюджета от использования транзитного и транспортного потенциала государства», - говорится в сообщении.
Украинскую границу в среднем за сутки пересекает почти 8 тыс. транспортных средств, с которых взимается единый сбор, в т.ч. более 2,8 тыс. грузовых автомобилей и около 4,7 тыс. вагонов с грузом. За все время взимания единого сбора (начиная с 1 января 2000 г.) в государственный бюджет поступило всего 837 млн грн. Объем поступлений единого сбора в 2009 г., по сравнению с 2000 г., вырос всего в 1,5 раза. Объемы импорта товаров увеличились в 3,3 раза, а удельный вес единого сбора в доходах государственного бюджета существенно уменьшилась: с 0,2% (в 2000 г.) до 0,06% (в 2009 г.). Таким образом, за этот период произошло реальное сокращение поступлений единого сбора в государственный бюджет с 17,0 млн евро (2000 г.) до 12,7 млн евро (2009 г.)
При этом эффективная ставка единого сбора в расчете на единицу транспортного средства составляет 37 грн, или около 3,7 евро. В результате, государственный бюджет от ввоза одной тонны груза на территорию Украины железнодорожным или автомобильным транспортом получает лишь 1,18 грн или 0,12 евро.
В Украине ставки единого сбора в пунктах пропуска не пересматривались с момента их введения, вследствие чего они остаются самыми низкими среди стран Восточной Европы и СНГ. Так, минимальные ставки платы за проезд по территории страны за один день пребывания в Польше - 11,5 евро, в Азербайджане - 15,7 евро, Белоруссии - 19,5 евро, Чехии - 20 евро, что превышает аналогичную ставку в Украине в среднем на 37%.
Более того - ставки единого сбора за проведение контроля в пунктах пропуска не зависят от уровня токсичности и опасности перевозимого груза. Однако удельный вес "опасных" грузов, перевозимых железной дорогой, составляет почти 30%. Всего за проверяемый период, железнодорожным транспортом Украины перевезено 40300 тыс. т опасных транзитных грузов, а фактический размер платы за осуществление всех видов контроля опасного груза в пунктах пропуска составляет лишь 1,18 грн за т, т.е. столько же, сколько за обычный груз.
Коллегия Счетной палаты отметила, что органы государственной власти не изучают экономический эффект от осуществления грузовых перевозок по дорогам страны, его влияние на формирование доходов госбюджета. Председатель Счетной палаты Валентин Симоненко, оценивая полученные в ходе анализа результаты, отметил: "Украина не имеет никакой выгоды от понятия "транзитное государство". Уровень получения экономического эффекта от использования транспортного и транзитного потенциала как одного из стратегических активов государства является низким. Формирование доходов бюджета по предоставлению соответствующих услуг имеет отрицательную динамику".