В Украине могут создать холдинг по управлению региональными аэропортами
Мнения экспертов по созданию авиационного холдинга существенно расходятся
Министерство инфраструктуры Украины (МИУ) планирует изменить подходы к управлению аэропортами, создав национальную холдинговую компанию по управлению региональными аэропортами. Об этом говорится в материале РБК-Украина "Как власти планируют ремонтировать аэропорты и развивать украинскую авиацию".
Отметим, планы по созданию холдинга изложены в проекте "Авиационной транспортной стратегии Украины на период до 2030 года". По мнению управляющего партнера юридического бюро ECOVIS Бондарь и Бондарь Олега Бондаря, холдинговая компания может быть вполне эффективным инструментом управления аэропортами "Борисполь" и "Львов", когда они не конкурируют друг с другом.
"Сегодня аэропорты, в силу их географического положения и пока разных моделей развития, не являются конкурентами. Но с развитием, например, рынка трансатлантических перевозок, ситуация может измениться", - уверен он.
Бондарь также отмечает, что существуют более простые механизмы, которые может использовать государство для развития аэровокзалов.
"Например, провести или, в случае "Борисполя", завершить корпоратизацию аэропортов, создать профессиональные набсоветы с участием "стейкхолдеров отрасли" и, возможно, независимых членов. В таком случае холдинговая компания - просто ненужный посредник", - уверен юрист.
Авиационный эксперт, секретарь Общественного совета Госавиаслужбы, руководитель комитета авиационного транспорта экспертного совета Мининфраструктуры Богдан Долинце предостерегает, что если не будет целостной финансовой политики по перераспределению прибыли внутри холдинга в интересах всей группы аэропортов, то весь позитивный эффект от такого сотрудничества будет утрачен.
В то же время исполнительный директор "Украинской авиатранспортной ассоциации" Николай Щербина уверен, что создавать холдинг нецелесообразно, поскольку аэропорты "Борисполь" и "Львов" являются государственной собственностью, а региональные аэропорты принадлежат органам местного самоуправления.
"При этом некоторые из них имеют договоры государственно-частного партнерства и переданы в аренду или пользование. В таких условиях согласовать интересы всех сторон практически невозможно. Кроме того, создание такой компании грозит тем, что доходы эффективных аэропортов будут перераспределяться в пользу убыточных аэропортов. Такой подход в первую очередь помешает развитию аэропорта "Борисполь" как транзитного узлового аэропорта", - пояснил он.
"С одной стороны, местные власти не всегда понимают, как развивать свой аэропорт, и какие возможности это дает, с другой, - если у них "отобрать" аэропорты, не совсем понятно, поможет ли это их развивать", - уточнил глава авиационного комитета Торгово-промышленной палаты Украины Евгений Дыхне.
По его мнению, позитивные примеры передачи управления аэропортами одному холдингу свидетельствуют, что это позволит получить большую прибыль, чем когда каждый аэропорт развивается по отдельному плану.
Напомним, ранее сообщалось, что Министерство инфраструктуры Украины предлагает построить еще один международный аэропорт для Киева. Его могут построить на базе аэродрома Гостомеля, Белой Церкви или Житомира.