В І кв. 2015 г. было зафиксировано беспрецедентное количество случаев грубого нарушения прав адвокатов при осуществлении ними профессиональной деятельности. Об этом говорится в сообщении пресс-службы Национальной ассоциации адвокатов Украины (НААУ).
"Только за І кв. 2015 г. в НААН зафиксировали 10 подобных обращений. Для сравнения за 4 квартала 2014 г. было 11 таких обращений, а в 2013 - 25", - сообщили в НААУ.
По мнению НААУ, недавнее убийство адвоката Юрия Игнатенко является показателем отсутствия в Украине защиты для адвокатской деятельности.
20 марта 2015 г. к правоохранителям Бориспольского горотдела обратилась супруга адвоката и сообщила о его исчезновении, а уже 24 марта возле с. Рожны Броварского района Киевской области был найден труп Юрия Игнатенко. НААУ считает, что убийство адвоката связано с его профессиональной деятельностью, поскольку 18 марта Игнатенко с успехом выиграл дело имущественного характера, рассмотрение которого продолжалось более 4-х лет.
Вместе с тем, НААУ вынуждено отметить, что не меньшую угрозу для профессиональной деятельности адвокатского сообщества Украины представляют сотрудники правоохранительных органов.
"Убить адвоката можно по-разному. Давление на адвокатов со стороны прокуратуры убивает наших коллег не меньше, чем физическая расправа бандитов в лесу. Несмотря на задекларированную Давидом Сакварелидзе стратегию, превратить прокуратору из органа "карательного" в орган "контролирующий", прокуроры по-прежнему используют свой служебный ресурс для открытия незаконных уголовных производств и давления через них на украинский бизнес, - отметил глава адвокатського объединения "Солодко и Партнеры", заместитель главы Комитета по защите профессиональных прав адвокатов и реализации гарантий адвокатской деятельности НААУ Евгений Солодко. - При этом адвокаты коммерческих компаний становятся разменной монетой. Самый свежий пример тому - задержание адвоката компании - моего клиента, за якобы попытку дать "неправомерное" вознаграждение судье. При этом сотрудники прокуратуры Днепровского района г. Киева осуществили относительно адвоката множество неправомерных действий. 12 марта я обратился в Комитет защиты профессиональных прав адвокатов НААУ с соответствующей жалобой и надеюсь на скорейшую реакцию".
По мнению НААУ, в ходе задержания адвоката компании, старший прокурор Днепровской райпрокуратурып в Киеве Дрозд допустил многочисленные процессуальные нарушения,б очевидно свидетельствующие о его предвзятости и попытке сфабриковать дело из ничего. Во-первых, в описательной части постановления суда Дрозд обратился в суд с ходатайством об аресте недвижимого имущества (квартира, дом, иное помещение). При этом фактически у адвоката были изьяты и арестованы мобильные телефоны и ноутбуки, которые являются движимым имуществом, то есть изъятие было явно противозаконным.
Наиболее вопиющий факт, подтверждающий коррумпированность следствия, отмечают в НААУ, - это решение суда, которое дословно повторяет грамматические и орфографические ошибки, а также опечатки, допущенные в протоколе обыска. Например,оо"мобільний телефон марки "Samsung" сірого кольору IMEI 35 (...) в якому знаходиться" - отсутствует запятая перед словом "який"; "ключ з брелком до автомобільного замка" - правильно "брелоком", "вказані деталі телефону , зі слів" - лишний пробел. Таких ошибок в документе около 10.
В НААУ считают, что это может свидетельствовать о том, что суд получил данные на электронном носителе, например, флешке, а значит имел неформальные контакты с органами прокуратуры до проведения судебного заседания, что является грубым нарушением общеправового принципа равенства сторон, закрепленного статьей 129 Конституции и свидетельствует о том, что все решения по поводу адвоката были приняты еще до заседания суда, а само дело - сфабриковано.
Для защиты профессиональных прав адвокатов НААУ выступает с инициативой о разрешении ношения адвокатами огнестрельного оружия, а также уже обратилась в силовые ведомства с заявлениями о выявленных нарушениях.