При текущем уровне перевалки терминалов есть резерв в 5-6 млн тонн в год
Украина не сможет нарастить поставки импортного угля морем из-за низкой пропускной способности морских портов и загруженности железнодорожной инфраструктуры транзитными и экспортными грузопотоками. Об этом говорится в статье Андрея Лопахина на сайте Центра транспортных стратегий.
В материале указывается, что в основном "черное золото" переваливается на терминалах ТИС и ГП "МТП "Южный". Их совокупные паспортные мощности позволяют переваливать до 28 млн тонн навалочных грузов в год.
"При текущем уровне перевалки терминалов есть резерв в 5-6 млн тонн в год. Но при резком увеличении объемов импорта угля они могут не справиться с потоками грузов из-за ряда ограничений", - отмечается в статье.
Ограничивающим фактором, по данным автора, является техническая возможность погрузки импортного груза со склада порта в ж/д вагоны. Существующие мощности позволяют вывозить 100-110 вагонов в сутки или 210-220 тыс. тонн в месяц. Общий тоннаж судов с импортным грузом не должен превышать этот показатель.
"В противном случае, в порту начнется прирост объемов груза на хранении и затоваривание складов. При этом дальнейший рост импорта и объемов вывоза грузов в вагонах невозможен без реконструкции и модернизации портовых мощностей. Аналогичная ситуация наблюдается на терминалах "ТИС" и ГП "МТП "Черноморск", - подчеркивает автор.
Отмечается, что до начала боевых действий уголь (в основном, коксующийся) импортировался морем в Украину только для металлургии. "Сейчас, ввиду ограниченной пропускной способности, у украинских морских портов нет возможности существенно увеличить импорт угля, поскольку одни и те же причалы используются как для экспорта, так и для импорта", - указывается в материале.
Также сообщается, что помимо пропускной способности терминалов, в украинских портах есть еще одно узкое место – припортовые станции. В сентябре в Украине начались отгрузки зерна на экспорт, в октябре – декабре они достигнут пика.
"По прогнозам до конца года экспорт зерна через порты составит 12 – 12,5 млн т. По углю за это же время нам нужно импортировать 2,5-3 млн т", - говорит старший аналитик ЦТС-Консалтинг Андрей Исаев.
Также отмечается, что выходом из сложившейся ситуации может стать проект по строительству специализированного терминала по перевалке навалочных грузов, который намерен реализовать порт "Южный", но это вопрос не одного года.
По информации Независимого профсоюза горняков Украины, запасы угля на украинских ТЭС составляют 1,5 млн т при необходимых 3 млн т, что может привести к веерным отключениям электроэнергии. В середине сентября в порт "Южный" прибыло первое судно с углем из США для государственной "Центрэнерго".
Вместо запланированных 80 тыс. тонн пришло 62 тыс. тонн. На прошлой неделе в Украину прибыло второе судно с 60 тыс. т американского угля для компании ДТЭК.
Дополнительно в октябре-ноябре в Украину ожидается прибытие двух балкеров из ЮАР, а также еще одного судна из США. При этом эксперты отмечают, что логистические проблемы вынуждают Украину наращивать импорт угля железной дорогой, в частности, из РФ.