С Украиной готовы договариваться. Готова Россия, четко обозначив свои интересы. Готова Европа, если верить представителям Евросоюза и Петру Порошенко, - выделить до 25 млрд долл. в 2014 г. Но все внешние игроки требуют гарантий кредито- и договороспособности Украины. Не берусь рассматривать ситуацию с политической и общеэкономической точек зрения, но вот нефтегазовый сектор вполне можно структурировать таким образом, чтобы создать понятные правила игры для всех потенциально заинтересованных сторон. Об этом в статье для РБК-Украина пишет независимый эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский.
С Украиной готовы договариваться. Готова Россия, четко обозначив свои интересы. Готова Европа, если верить представителям Евросоюза и Петру Порошенко, - выделить до 25 млрд долл. в 2014 г. Но все внешние игроки требуют гарантий кредито- и договороспособности Украины. Не берусь рассматривать ситуацию с политической и общеэкономической точек зрения, но вот нефтегазовый сектор вполне можно структурировать таким образом, чтобы создать понятные правила игры для всех потенциально заинтересованных сторон. Об этом в статье для РБК-Украина пишет независимый эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский.
Информация, появившаяся в Интернете относительно рекомендаций финансово-аудиторских компаний Ernst&Young и Rothschild Group по реформированию НАК «Нафтогаз Украины» дает возможность довольно четко понять каких действий ожидают от Украины для привлечения потенциальных инвесторов и стабилизации ситуации в, по сути, базовой отрасли. По сути, это:
- создание независимого газового оператора с последующим создание консорциума;
- создание прозрачных правил игры на внутреннем газовом рынке (от скважины до конечного потребителя).
Самый актуальный вопрос - транзитная функция Украины и создание консорциума. Предложение аудиторов - выведение данного направления бизнеса из структуры НАК «Нафтогаз Украины» в отдельную компанию (сейчас формально эти функции выполняет «Укртрансгаз»). Также предлагается данной компании передать функции хранения и транспортировки газа, которыми на сегодня располагает «Черноморнефтегаз», являющийся практически добывающей компанией. Следующим шагом предполагается продажа части акций «Укртрансгаза» либо созданной на его базе компании при сохранении активов в собственности государства.
Другими словами, предлагается создание консорциума, где частным инвесторам будет предложен 49% пакета акций «Укртрансгаза» с возможностью аренды либо концессии ГТС и подземных хранилищ газа. С учетом предварительных данных по оценке отечественной ГТС стоимость такого пакета будет находиться в пределах 10 млрд долл. С точки зрения соблюдения национальных интересов и повышения капитализации отечественного газового оператора, такой вариант видится наиболее предпочтительным. Потенциальные участники - Россия и Германия, как наиболее заинтересованные стороны в реализации украинского маршрута поставок газа в ЕС.
Вместе с тем, аудиторы лишь частично учитывают определенные риски возникающие при реализации данного варианта. Прежде всего, речь идет о необходимости имплементации Украиной норм Третьего энергопакета, который ограничит доступ «Газпрома» к украинской трубе наполовину, а в дальнейшем потребует переноса точки сдачи российского газа с западной границы Украины на восточную. Это категорически не устраивает российского монополиста и может стать серьезным препятствием на пути реализации проекта.
Также не следует забывать о значительной задолженности НАК «Нафтогаз Украины» перед «Газпромом» как за текущие поставки газа (около 3,3 млрд долл.), так и за недобор газа в 2012-2013 гг, где сумма предъявленных к оплате счетов может составить более 17 млрд долл. Помимо этого, «Газпром» проавансировал работу «Укртрансгаза» до конца текущего года. Высока вероятность, что для погашения текущей задолженности эта практика может быть перенесена и на 2015 г., что увеличит объем финансовых обязательств Украины.
Следовательно, в случае разделения НАК «Нафтогаз Украины» и выделения ПАО «Укртрансгаз» в самостоятельную компанию, необходимо не только реструктуризировать имеющуюся задолженность, но и четко понимать какие финансовые обязательства будут лежать на новосозданной (выделенной) компании, а какие останутся на бывшей материнской компании. Без такого рода финансового аудита, создание Консорциума видится достаточно сомнительным, поскольку российская сторона может принять участие в проекте сугубо «долговыми расписками».
Параллельно, необходимо будет проведение переговоров в трехстороннем формате для четкого понимания возможности изъятий и исключений из Третьего энергопакета в случае создания консорциума. В качестве прецедента может быть использовано выведение из под действия европейских энергодиректив газопровода OPAL, который является продолжением «Северного потока» по территории Чехии и Германии. Учитывая уникальность украинской ГТС и ее ПХГ, Украина имеет достаточно веские основания для корректировки правил европейского газового рынка на своей территории.