Ключевые игроки украинского рынка солнечной энергетики резко раскритиковали проект нормативного акта, обнародованного на сайте Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины (НКРЭ), относительно изменений "зеленого" тарифа для солнечных электростанций. Об этом участники рынка заявили на заседании НКРЭ, которое состоялось 30 июля.
Присутствующие на заседании участники рынка, инвесторы и кредиторы проектов отрасли назвали такие инициативы дискриминационными. "Есть основания считать, что регулятор совершает антиконкурентные действия в понимании ст. 15 Закона "Об экономической конкуренции", - подчеркнули участники заседания.
В обсуждении обнародованного проекта приняли участие представители Европейско-украинского энергетического агентства (ЕУЕА), адвокатского объединения Arzinger, ЕБРР, "Ощадбанка", девелоперы Rengy Development, SUNELECTRA и др., а также руководители профильных ассоциаций в сфере возобновляемой энергетики и представитель Министерства энергетики и угольной промышлености Украины.
По мнению участников заседания, указанным проектом НКРЭ без надлежащих оснований и с превышением полномочий, предусмотренных Законом "Об электроэнергетике", пытается заменить расчет "зеленых" тарифов, закрепленный в Законе (ст. 17-1), собственным расчетом, ссылаясь на распоряжение Кабмина "О совершенствовании системы расчетов за электрическую энергию из альтернативных источников энергии" №589-р, которое носит исключительно рекомендационный характер.
"Учитывая, что положения ст. 17-1 Закона "Об электроэнергетики" в этой части не менялись с 2009 года и применялись как таковые на протяжении последних пяти лет, а также с учетом принципа высшей юридической силы норм законов над нормами в подзаконных актах (которым является порядок), предложенное изменение является грубым нарушением Конституции и законов Украины и является невозможным", - констатировали "альтернативщики".
По их мнению, принятие этого нормативного акта сделает практически нерентабельным все построенные солнечные электростанции (около 400 МВт установленной мощности без учета Крыма), приведет к невыплатам по банковским кредитам (свыше 750 млн евро кредитов и гарантий, из них около 165 млн евро - кредиты "Ощадбанка"), а также причинит убытки инвесторам на сумму свыше 250 млн евро и поставщикам оборудования на условиях товарного кредита на сумму около 300 млн евро.
Выступая на заседании, представитель ЕБРР категорически заявил о недопустимости принятия рекомендаций по расчету "зеленого" тарифа, предусмотренных распоряжением №589-р, и акцентировал внимание собравшихся на том, что этот шаг повлечет за собой нарушение гарантий инвесторам в солнечные проекты, в том числе, построенные на кредиты ЕБРР.
В ходе дискуссии представитель Минэнергоугля озвучила ряд расчетов, на основании которых министерство и выступило с подобной инициативой. Участники заседания обратили внимание комиссии (НКРЭ) на то, что данные расчеты вызывают множество вопросов у аналитиков и экспертов отрасли и включают фактологические неточности. Методики расчетов и их основа вызывают сомнения, следовательно, выводы о целесообразности и экономии от снижения тарифа не имеют под собой экономического обоснования, резюмировали "альтернативщики".
Как ранее сообщалось, снизить установленный законом тариф можно исключительно в законодательном порядке, а никак не актом правительства. В противном случае это повлечет не только имиджевые проблемы для государства (о чем неоднократно высказывались представители ведущих юридических фирм, а также украинское представительство ЕБРР), реальный вред для субъектов хозяйствования и необходимость возмещать убытки из бюджета, но и вполне осязаемые уголовно-правовые последствия за превышение власти и служебных полномочий (ст. 365 УК Украины).
По результатам заседания ЕБРР и ЕУЕА было принято решение написать письмо-обращение к премьер-министру Украины Арсению Яценюку, в котором обратить внимание правительства на недопустимость принятия данного нормативного акта.
Напомним, проектом нормативного акта НКРЭ предусматривается внесение изменений в Порядок установления, пересмотра и прекращения действия "зеленого" тарифа для субъектов хозяйственной деятельности. В частности, предлагается снизить пиковый коэффициент при расчете "зеленого" тарифа, зафиксированного на 1 января 2009 года, с 1,8 до 1,01, что повлечет снижение тарифа практически вдвое.