Участие Украины в транспортном проекте "Западная Европа - Западный Китай" обойдется примерно в 3 млрд долл., - участник рынка
Участие Украины в транспортном проекте "Западная Европа - Западный Китай" обойдется примерно в 3 млрд долл. Такое мнение высказал журналистам заместитель генерального директора финансово-промышленной группы "Альтком" Михаил Ковалев, комментируя итоги переговоров президентов Украины и Казахстана Виктора Януковича и Нурсултана Назарбаева в Киеве 14-15 сентября.
По его словам, именно в такую сумму оценивается реконструкция украинских дорог в международном транспортном коридоре (МТК) "Европа-Азия" от границы с Россией в Луганской обл. (Изварино) до границы с Польшей во Львовской обл. (Краковец).
"Из 1,5 тыс. км этого маршрута только треть отвечает требованиям дорог первой категории, да и то с натяжкой", - сказал специалист. По его словам, большую работу необходимо провести по привязке двух маршрутов. "Дело в том, что коридор "Западная Европа - Западный Китай" не предусматривает выход на Украину, а идет через Казань на Москву. Для интеграции с украинским МТК "Европа-Азия" необходимо делать ответвление на Волгоград, что требует согласования с участниками проекта", - отметил эксперт.
М.Ковалев также заметил, что в Украине слабо развиты механизмы государственно-частного партнерства, без которых реализовать такую крупную программу невозможно. Он напомнил, что в Казахстане большая часть магистрали "Западная Европа - Западный Китай" финансируется за счет кредитов или на условиях концессии. "В Украине была одна попытка построить за средства концессионеров дорогу Львов-Краковец стоимостью 1,6 млрд грн, которая оказалась неудачной", - напомнил он. По мнению топ-менеджера "Альткома", слабо идет работа с международными финансовыми организациями. "Всемирный банк выделил Казахстану кредит на 2,1 млрд долл. на реконструкцию дороги из Китая в Европу, "Укравтодору" пока удалось привлечь кредит у этого банка только на 400 млн долл. на строительство автодороги Борисполь-Лубны",- отметил М.Ковалев.
Эксперт также добавил, что альтернативным вариантом проекту "Западная Европа - Западный Китай" для Украины может стать развитие коридора Е-40, который соединяет страны Европы и Китай и проходит через Украину (Львов-Луганск) и Россию (Волгоград-Астрахань). Кроме того, Киев мог бы инициировать придание международного статуса проекту строительства транспортного перехода через Керченский пролив.
На этой неделе в Симферополе состоялось заседание украинско-российской рабочей группы по выработке механизма реализации проекта. Решено подготовить соответствующий меморандум между Министерством транспорта и связи Украины и Министерством транспорта России и обсудить его на следующем заседании группы 4 октября в Киеве.
Международный транспортный коридор "Западная Европа - Западный Китай" имеет протяженность около 8,5 тыс. км. Из них 2,2 тыс. км проходит по территории Российской Федерации, 2,8 тыс. км - Казахстана, 3,4 тыс. км - Китая. Работы на казахстанской территории завершатся в 2012 г. Новый маршрут позволит сократить доставку грузов из Китая в Европу в 3,5 раза. Прогнозируется, что объёмы автомобильных перевозок по новому маршруту возрастут к 2020 г. в 2,5 раза - до 33 млн т в год. Президент Казахстана в ходе визита в Киев пригласил Украину присоединиться к проекту "Западная Европа - Западный Китай".