После очередной попытки Украины перезагрузить отношения с Китаем инвесторы из КНР все больше интересуются украинской экономикой. Впрочем, пока речь идет лишь о намерениях сотрудничать. Ни один проект до сих пор не начат. Об этом пишут на Deutsche Welle.
Наладить тесные экономические связи с Китаем пытался еще Леонид Кучма. Тогда власти хвастались сотрудничеством с КНР и будто бы начатыми совместными проектами. Впрочем, во времена президентства Виктора Ющенко политические отношения Китая с Украиной охладели, поэтому, экономическое сотрудничество пришлось отложить. Теперь «разогреть» экономический интерес китайцев к Украине пытается Виктор Янукович.
В сентябре прошлого года многочисленная делегация чиновников и бизнесменов посетила Пекин, где были подписаны 13 двусторонних документов. В.Янукович заявил, что оценивает суммарную стоимость этих соглашений на 4 млрд долл., и за два года товарооборот между Украиной и Китаем должен возрасти до 10 млрд долл. Однако через четыре месяца после посещения украинской стороной Поднебесной бум китайских инвестиций в Украине так и не начался.
Китайские инвесторы выразили готовность вкладывать капитал в строительство скоростного железнодорожного сообщения аэропорта «Борисполь» с Киевом, разработку украинского морского шельфа, строительство в Крыму парогазовой электростанции. Впрочем, до сих пор реализация некоторых из этих проектов под вопросом. Поэтому эксперты заподозрили, что в китайско-украинских отношениях появилось некоторое напряжение из-за того, что, несмотря на предостережения Китая, украинский представитель, вследствие давления на Украину ЕС, все же принял участие в церемонии награждения Нобелевской премией опального китайского диссидента Лю Сяобо.
Кроме политики, китайских инвесторов беспокоят и условия ведения бизнеса в Украине. Это объясняет, почему китайцы осторожно относятся к инвестированию в украинскую энергетику, сказал Deutsche Welle бывший министр топлива и энергетики Украины Юрий Продан. «Нет информации, чтобы кто-то там техническое задание на проект разрабатывал, или сам проект. Даже если подписан какой-то протокол, то это лишь декларации о намерениях. Ведь инвесторы сегодня требуют рыночного принципа по электрической энергии, например, чтобы они могли обеспечить свои инвестиции. К сожалению, у нас не до конца все сделано с точки зрения рыночного регулирования».
Зато председатель Делового совета «Украина - Китай» Валерий Коновалюк утверждает, что волноваться нет оснований. Все задекларированные соглашения заключены. Бизнесмены из КНР рассматривают возможность инвестиций не только в модернизацию украинской газотранспортной системы, но и в машиностроение, сельское хозяйство, украинские морские порты и железнодорожные перевозки. «Заинтересованность китайской стороны ощущается исключительно в том, что Украина получает реальную возможность создания зоны свободной торговли с Евросоюзом. А это один из главных торговых партнеров Китая»,- заверил В.Коновалюк в интервью Deutsche Welle.
По его словам, кроме инвестиций Украина может позаимствовать у КНР опыт реформирования экономики, благодаря которому Китай за последние двадцать лет осуществил «экономический прорыв» в мире. «Есть чему у них поучиться, а также использовать возможности китайского сотрудничества для реконструкции наших металлургических активов. Надо же наконец создавать наукоемкие технологии, чтобы иметь статус постиндустриальной страны»,- убежден председатель Делового совета«Украина - Китай».
Впрочем, обозреватели едины в том, что Украина предлагает китайским инвесторам для приоритетного сотрудничества не те отрасли. Ведь тяжелая промышленность уже не так актуальна для Китая, как сельское хозяйство: вследствие ежегодное увеличения населения, Китай будет вынужден искать возможности удовлетворять спрос на продукты питания для своих граждан. Поэтому совместные проекты в сельском хозяйстве были бы выгодны как для украинской, так и для китайской стороны. В 2010 г. товарооборот между странами составил не более 6 млрд долл. Сейчас китайские инвестиции составляют около 0,01% (примерно 11 млн долл.).