Менее двух недель остается до первого тура президентских выборов. Так, если верить социологическим исследованиям Центра социальных и маркетинговых исследований "Социс", проведенным с 5 по 10 марта 2019, первая пятерка (если бы выборы президента состоялись в минувшее воскресенье) выглядела б следующим образом: за Зеленского - 21,3%, за Петра Порошенко - 15,1%. На третьем месте - Юлия Тимошенко с 11,4% голосов. Четвертая позиция у Юрия Бойко - 7,4%, пятый - Анатолий Гриценко - 6,3%.
Конечно, социология - дело тонкое, а порой и коварное. Например, заставляющие поверить в безоговорочную победу Владимира Зеленского.
Вся интрига нынешней избирательной кампании именно вокруг этой "веселой лошадки", которая, мягко говоря, ввела в штопор Администрацию президента, перечеркнув все ее планы. Потенциальные избиратели только и обсуждают, что недалек тот час, когда страной начнет управлять "шут", но упускают при этом из виду еще троих кандидатов из списка "премиум-5".
Начнем с конца - с Анатолия Гриценко. Хотя с ним все очевидно. Он давно себя назвал "першим непрохідним" и, похоже, превратил это в карму, предопределив таким образом свою политическую карьеру.
Юлия Тимошенко слишком давно и упорно утвердила себя сподвижницей украинской национальной идеи, не забывая в каждом своем интервью напомнить о важности ценностей, за которые стоял Майдан.
Только расплата за эти тезисы – низкий рейтинг у Тимошенко, как и следовало ожидать, в Донецкой, Луганской и Харьковской областях. Кстати, в этих областях и у действующего президента Петра Порошенко есть проблемы с рейтингами - даже 5 лет спустя после Майдана.
Это подтверждает еще одно социологическое исследование, проведенное Фондом "Украинская политика" совместно с группой Института маркетинга согласно которому, только 12,5% избирателей считают действия нынешней власти профессиональными и приносящими пользу обществу, 62,8% респондентов заявили, что действия власти лишены профессионализма и вредят обществу.
При этом на востоке и юге страны действия власти непрофессиональными и вредными признают 76% и 73,9% соответственно.
То есть, несмотря на Майдан и начало военных действий, восточные и южные регионы по-прежнему не меняют своих предпочтений, оставаясь верными привычным политикам, говорящих на понятном для них языке.
Конечно ж политтехнологи президента изначально прекрасно понимали, что придется искать путь к юго-восточному избирателю, а точнее к его лидерам, поскольку внутренняя социология подтверждала, без того очевидный факт: электоральное поле в этой части Украины монолитное и особо не поменяется. При этом они также понимали, что всегда есть политики, которые знают, как найти ключ к избирателю в своем регионе.
Например, тот же Юрий Бойко – №4 в последних социологических опросах, который на самом деле должен был стать №2 и помочь Петру Алексеевичу с победой, предав или обманув своего доверчивого избирателя.
До какого-то момента команда действующего президента, действительно, планировала "вытягивание" Юрия Бойко, как самого авторитетного и опытного политика среди "бело-голубых" во второй тур президентских выборов, а зачем - об этом несколько позже.
То, что Юрия Бойко к этому готовили - понятно уже давно. Еще весной 2014-го постмайданная власть составила список кандидатов для санкционного списка ЕС. В нем было 22 фамилии людей из высшего эшелона власти. Юрий Бойко среди них не значился. В отличие от многих своих коллег, которым пришлось бежать в изгнании, он прошел в парламент под №1 "Оппозиционного блока", созданного преимущественно экс-регионалами.
Единственная негативная история, где упоминается фамилия этого политика - "вышки Бойко". По словам экспертов и представителей правоохранительных органов, это одна з крупнейших коррупционных схем в истории Украины, о которой активно писали не только украинские, но и авторитетные мировые СМИ в 2011 году.
Две буровые нефтяные платформы были куплены вроде вдвое дороже их рыночной цены. Это стоило бюджету, по оценкам следствия, 300 млн долларов. Схема расследуется до сих пор.
Вот только фигурирует в ней и экс-президент Виктор Янукович, и тогдашний глава Нацбанка Сергей Арбузов, и тогдашнее руководство НАК "Нафтогаза", но вот удивительный момент – господина Бойко, на тот момент министра топлива и угольной промышленности, среди подозреваемых не найти. Хотя именно его фамилия дала в СМИ название этой сделке.
Каким-то удивительным образом в течение последних 4 лет Бойко был единственным из числа лидеров оппозиции, в отношении которого Генеральная прокуратура не вносила представление на снятие депутатской неприкосновенности. Даже действующий генеральный прокурор и кум нынешнего президента, известный своими острыми высказываниями в адрес одиозных экс-регионалов, Юрий Бойко по определению к ним принадлежит, похоже, решил стать его адвокатом.
"Сейчас у нас нет прямых доказательств, что он (Бойко, – ред.) был знаком с этой преступной схемой, и главное - у нас нет доказательств того, что он получил средства, полученные преступным путем", - так Юрий Луценко в феврале 2018-го комментировал журналистам ход расследования по "вышкам Бойко".
При этом сам Бойко переложил ответственность "за скандально известные вышки" на других членов команды, из-за чего Евгению Бакулину даже пришлось покинуть страну, хотя его всегда считали близким к тогдашнему сопредседателю "Оппозиционного блока".
Это лишь вершина айсберга, который может свидетельствовать о тесном сотрудничестве г-на Бойка с действующей властью.
Еще один момент, который говорит о его возможной "дружбе" с командой власти – их общий знакомый Виктор Медведчук – известный переговорщик по Минскому процессу, оппонент Порошенко в публичной плоскости и его друг по переформатированию страны и капиталу. С ним оба политика пребывают в тесном контакте.
Эти обвинения можно было бы отмести, если бы "Оппозиционная платформа - за жизнь" не провела свой "всеукраинский чрезвычайный съезд" у поддержку самовыдвиженца Юрия Бойко.
Возможно, "чрезвычайным" мероприятие назвали потому, что состоялось через неделю после регистрации кандидата в президенты Юрия Бойко в Центральной избирательной комиссии, а возможно потому, что в нем участвовал сам Виктор Медведчук. У него была самая длинная речь на этом съезде. В какой-то момент даже казалось, что съезд вот-вот выдвинет кандидатом в президенты именно Медведчука, забыв, что собрались для поддержки Юрия Бойко.
Хотя самому кандидату в президенты слово все таки дали, но его речь не пролила свет на истинные причины "чрезвычайности" съезда. К обвинениям Украины и ее власти в развязывании войны аудитория Бойко, скорее всего, уже привыкла. А его заверения о снижении тарифов выглядели на фоне обещания других кандидатов уменьшить тарифы вдвое, а то и в четыре раза.
Если обобщать результат, с которым Юрий Бойко идет на выборы, то список будет небольшим, но достаточно красноречивым:
1) поддержка генерального прокурора Украины, который росчерком своего собственного пера фактически переименовал “вышки Бойко” в "вышки "папередников";
2) 4 года сохраненного депутатского иммунитета в парламенте, который достался Бойко усилиями и трудом "Оппозиционного блока", чьи интересы и принципы Юрий Анатольевич цинично предал;
3) протекция Медведчука и активная медийная поддержка медведчуковских СМИ. Ну тут даже расшифровывать нечего.
Похоже, команда политтехнологов и советчиков Банковой длительное время делала ставки на бывшего лидера "Оппозиционного блока", чтобы вытянуть Юрия Бойко во второй тур президентских выборов. Эти люди искренне считали, что с него можно слепить достойного оппонента Юлии Тимошенко, который бы смог ее обогнать и занять почетное второе место, уступив победу действующему президенту.
Тем более, что Украина уже имеет подобный опыт, когда в 1999 года во время избирательной кампании путем манипуляций удалось вывести во второй тур с Леонидом Кучмой Петра Симоненко, а не Александра Мороза.
В случае, если бы этот сценарий осуществился, Юрий Бойко мог бы претендовать на кресло премьер-министра, объяснив все избирателю благими намерениями примирить Запад и Восток Украины. Где-то так выглядели бы официальные тезисы, озвученные для электората.
Это только часть большого сценария-многоходовки, который планировала реализовать Администрация президента, если бы почти в конце президентской гонки не появился Зеленский. Он смешал все карты и переиграл ситуацию.
Как только стало ясно, что выход во второй тур может быть проблемой для самого президента, то "программа-максимум" была заменена "программой-минимум". Господин Бойко во втором туре должен был бы публично заявить о поддержке Зеленского, который родом также из юго-восточной части Украины или Тимошенко, чтобы дискредитировать ее в глазах патриотического электората. Вот в случае последней это бы выглядело, как "поцелуй Иуды".
Итогом заигрывания с Банковой, коллегами по партии и собственным электоратом, для Бойко стало то, что на эти выборы он идет "гол как сокол": без фактической поддержки Рабиновича и его платформы, так как места ему так и не дали, без собственной партии, без какого бы то ни было парламентского будущего, учитывая стремительно падающие рейтинги его фамилии в общем зачете, и теперь уже без малейшего шанса на второй тур президентских выборов.
Много честных и порядочных людей все эти 4 года поверили, что у них появился новый надежный лидер в лице Юрия Бойко, который не убежит, не предаст и будет стоять на позициях интересов юго-восточного региона, не взирая ни на что. Увы, Юрий Бойко этим человеком не оказался.