Партия Сергея Таруты "Основа" продолжает всеукраинскую рекламную компанию. Бордами с логотипом политической силы увешан весь Киев, а также объездные дороги областных центров. Фактический лидер партии Сергей Тарута продолжает активно ходить по эфирам крупнейших телеканалов, выстраивая свой политический имидж на критике действующей власти.
В прошлом материале мы анализировали кадровый состав партии "Основа" и его обширные связи с топ-менеджерами режима Виктора Януковича. И даже с представителями его так называемой "Семьи".
Однако, помимо внутренних связей, у Таруты и его бизнес-партнеров есть серьезные внешние связи. В частности, с властями России и Венгрии. Более того, в 2013-м году судьбу венгерских активов бизнесмена решали лично лидеры этих стран – Владимир Путин и Виктор Орбан.
В конце 1995 года в Донецкой области была создана корпорация "Индустриальный союз Донбасса". Ее исполнительным директором был назначен Сергей Тарута, ранее работавший на металлургическом комбинате "Азовсталь".
Вдохновителем создания ИСД называют тогдашнего вице-губернатора Донецкой области, экс-совладельца корпорации Виталия Гайдука. Более того, к ИСД имели отношения "Донгорбанк" Рината Ахметова, компания "Данко" Александра Момота и бизнесмен Евгений Щербань. Последних двух вскоре после создания ИСД убьют.
Одним из главных смыслов создания ИСД была поставка газа на предприятия Донбасса. В те времена на газовым рынке Украины активно работали "ЕЭСУ" Юлии Тимошенко и Павла Лазаренко, а также российская компания "Итера". Гораздо позднее, во времена Виктора Януковича, Генеральная прокуратура будет заявлять о том, что Лазаренко и Тимошенко стояли за убийствами близких к ИСД бизнесменов Момота и Щербаня. Впоследствии от ИСД отошел и Ахметов.
В итоге владельцами корпорации остались Гайдук, Тарута и их третий партнер Олег Мкртчан. ИСД начал устанавливать контроль над рядом предприятий Донбасса и не только. При президентстве Виктора Ющенко корпорация даже претендовала на покупку "Криворожстали", но проиграла конкуренцию транснациональному магнату Лакшми Митталу. В средине 2000-х годов деятельность ИСД свелась к модернизации Алчевского металлургического комбината и приобретению активов за пределами Украины.
В конце 2003 года корпорация ИСД приобрела венгерский завод Dunaferr, в июне 2005-го – польский комбинат Huta Częstochowa. А потом грянул кризис 2008-го года, и на арене появился "пул российских инвесторов".
Еще в 2007-м году из игры решил выйти Виталий Гайдук. Тарута и Мкртчан выкупили его долю, но корпорация была в долгах и на грани краха.
В самом начале 2010 года 50%+1 акцию ИСД выкупил загадочный пул российских инвесторов во главе с бывшим акционером корпорации "Евраз" Александром Катуниным. Долгое время подробный состав этого пула оставался загадкой. Об этом отказывался рассказывать и сам Тарута. Было известно лишь то, что сделку профинансировал российский государственный "Внешэкономбанк".
Интересно то, что наблюдательного совета ВЭБа является премьер-министр России. Тогда это был лично Владимир Путин. Сам банк оценивал инвестицию в ИСД в 8 миллиардов долларов США. Излишне говорить, что без главы набсовета вопрос такого уровня вряд ли решался.
Как писал в 2013-м году журнал Forbes, "Тарута, активно занимавшийся газовой темой еще в начале 2000-х, успел обзавестись связями среди новых руководителей "Газпрома", назначенных Владимиром Путиным".
"Например, давний соратник Таруты Челахов в 2007 году стал президентом российского "ЕТК Холдинга", который специализируется на перевозке труб большого диаметра для "Газпрома" и "Транснефти". Основатель "ЕТК" – дзюдоист Александр Карманов, имеющий связи в окружении Путина", - отмечали журналисты, и добавляли, что Челахов занимал пост коммерческого директора ИСД.
Гораздо позже, в 2016-м году в интервью изданию "Бизнес-Цензор" Тарута признается: "На самом деле все это связано с "Внешэкономбанком". Те, кто выступали номинальными владельцами, были зависимыми людьми. Они брали кредиты в ВЭБе. Управление шло сверху". То есть, фактически совладелец ИСД признал: его партнеры – российская власть.
Еще декабре 2003 года тендерная комиссия Венгерского агентства по приватизации определила консорциум во главе с ИСД победителем тендера по приватизации завода Dunaferr в городе Дунауйварош. Это самое крупное металлургическое предприятие Венгрии. Тарута стал членом его наблюдательного совета.
С помощью комбината ИСД обеспечивал сбыт продукции украинских предприятий корпорации. Однако в августе 2013-го года руководство Dunaferr заявило, что начинает сокращение персонала предприятия и увольняем 1500 работников. Основной причиной назывался рост убытков предприятия, которые за два года достигли около 167 миллионов евро.
В ответ тогдашний министр экономики Венгрии Михай Варга сообщил о намерениях правительства во главе с Виктором Орбаном вернуть Dunaferr в госсобственность. Владельцы ИСД заявили, что заинтересованы в долгосрочном владении предприятием.
Ситуацию спасло вмешательство Путина – вопрос комбината обсуждали лидеры России и Венгрии в начале 2014-го года. Венгрия отказалась от идеи национализации, и комбинат до сих пор принадлежит ИСД.
Стоит отметить, что Виктора Орбана, который правит Венгрией с 2010-го года, западная пресса называет чуть ли не ближайшим другом Путина в Европе. Эта дружба, само собой, базируется на поставках дешевых энергоносителей. Орбан, в частности, критиковал санкции, наложенные на Россию из-за войны против Украины. Влиятельный американский сенатор Джон Маккейн называл венгерского премьера "неофашистским диктатором".
***
В итоге получается следующая картина. Идейный вдохновитель партии "Основа" Сергей Тарута, в которую собрали государственных менеджеров времен Виктора Януковича, имеет большой металлургический бизнес. Его партнером в этом бизнесе выступает российский государственный Внешэкономбанк. Последний прямо контролируется президентом России Путиным и главой российского правительства Дмитрием Медведевым.
То есть, партнерами Таруты выступают лидеры государства, ведущего войну против Украины.
Более того, активы Таруты и его партнеров находятся в Венгрии. Их сохранить им удалось благодаря договоренностям Путина с лидером Венгрии Виктором Орбаном, правительство которого, кстати, угрожает заблокировать евроинтеграцию Украины из-за украинского закона об образовании.
В связи с этим интересно было бы ознакомиться с внешнеполитической позицией партии "Опора". Ведь такие связи и такая зависимость лидера партии от властей России и Венгрии может оказать на нее существенное влияние.
Кроме того, масштабная рекламная кампания по всей стране требует немалых материальных вложений. Да и содержание партийного аппарата достаточно дорогое удовольствие. Не говоря уже о политических активностях. Может быть, именно во внешних связях Таруты кроется ответ на вопрос, "за чей счет этот банкет"?