Судебная реформа: что изменится в судебной системе Украины
В Верховной раде сегодня принимали ключевые решения по реформированию судебной системы Украины
Сегодня в первом чтении Верховной Рады депутатами Украины была принята судебная реформа, подразумевающая внесение существенных изменений в законе о судоустройстве и статусе судей.
Судебная реформа в Украине 2016: важный шаг в развитии системы судоустройства
Закон №4734 30 мая 2016 года был внесен на рассмотрение в Верховную Раду президентом Украины. По заявлению Петра Порошенко, судебная реформа является реформой реформ и обеспечивает защиту прав граждан на справедливость.
Свою поддержку изменениям в организацию работы судебной системы Украины высказал Глава Венецианской комиссии Джанни Букиккио. Он выразил мнение, что принятие изменений в законы о судоустройстве и системе правосудия, станет важным знаком того, что Украина движется вперед. Букикко призвал все политсилы страны поддержать проведение реформы, а также отметил, что с его позицией солидарны и такие международные партнеры, как послы стран "Большой семерки" и члены Совета Европы.
Важность судебной реформы подчеркнул и президент ПАСЕ Педро Аграмунт в своем заявлении на официальном сайте организации.
Законопроект об изменениях в судоустройстве Украины, по заявлению главы фракции БПП Игоря Грынива, назван самым профессионально подготовленным документом, и на согласительном совете практически все фракции высказали поддержку судебной реформы.
Утром 2 июня профильный комитет Верховной Рады по правовой политике, также рекомендовал принять за основу в целом проект закона "О судоустройстве и статусе судей".
Судебная реформа в Украине: что изменится?
Решение о принятии Закона №4734 поддержал в первом чтении 281 народный депутат.
Принятая судебная реформа предусматривает поэтапное увеличение должностных окладов судей с 15 минимальных зарплат с 01 января 2017года до 30 минимальных зарплат к январю 2020 года. Зарплата судей апелляционного суда и Высшего специализированного суда также вырастет начиная с 25 минимальных окладов в 2017года и до 50 минимальных окладов в 2020 году. Также согласно закону, предполагается увеличить зарплату судей Верховного суда с 13 до 75 минимальных окладов к 1 января 2017года.
Кроме этого, законопроектом предусматривается лишение Президента полномочий создания и ликвидации судов. Новые нормы регламентируют проведение реорганизации, образования и ликвидации судебных институтов в соответствии с принятым законом.
Согласно документу, отменяется возможность назначения пятилетнего "испытательного срока" для судей и возможность бессрочного занятия должности.
Полномочия по предоставлению согласия на содержание судьи под стражей до вынесения обвинительного приговора передаются от Верховной Рады в Высший совет правосудия. Таким образом в данном процессе полностью исключается политическая составляющая.
Механизм назначения и ответственность судей
Судебная реформа в Украине предусматривает следующие возрастные ограничения: судьей может быть назначен гражданин Украины не моложе 30 лет и не старше 65 лет. Обязательным является наличие профессионального образования, стаж работы в правовой сфере на менее 5 лет, владение государственным языком, компетентность не только в профессиональных аспектах, но и в социальных, личных и т.п.
Механизм, заложенный в законе о судоустройстве, исключает возможность такой ситуации, когда Высший совет может при назначении судей вносить и утверждать кандидатуры, не соответствующие установленным требованиям.
Абсолютный иммунитет судьи, согласно утвержденному законопроекту № 4734, будет заменен функциональным иммунитетом. Судейский иммунитет заключается в запрете привлечения к ответственности за юридическую позицию судьи, изложенную в вынесенном им решении. В то же время судья может быть привлечен к уголовной ответственности за проступки, которые косвенно могут повлиять на его юридическую позицию (например, получение неправомерной выгоды).
Таким образом новая судебная реформа позволит привлекать к ответственности судей-коррупционеров.
Предусмотрено привлечение к дисциплинарной ответственности за нарушение требований к судебному решению за то, что судья не дает оценку доводам сторон и т.д. Что касается действий, не связанных с выполнением профессиональных обязанностей, судья несет юридическую ответственность в общем порядке.
Высший совет правосудия, согласно законопроекту, наделяется полномочиями по даче согласия на арест и содержание под стражей судьи. Однако, если судья задержан при совершении тяжкого и особо тяжкого преступления, получение данного согласия не обязательно.