Незаконное расторжение инвестиционного договора между ЧП "Контейнерный терминал Ильичевск" (далее ЧП "КТИ") и ДП "Ильичевский морской торговый порт" (далее Порт) может привести к убыткам государства в размере 590 млн долл. и уничтожить инвестиционный климат в Украине. Об этом на пресс-конференции сообщил генеральный директор ЧП "Контейнерный терминал Ильичевск" (далее ЧП "КТИ") Андрей Павлютин.
По его словам, сейчас в суде решается вопрос не столько отдельно взятого корпоративного спора, сколько дальнейшая судьба отечественной экономики в целом.
"Завтрашнее решение Высшего хозяйственного суда Украины (ВХСУ) покажет, какие перспективы в Украине будут иметь иностранные инвестиции. Это будет четким сигналом для мировых инвесторов - стоит ли иметь дело с нашей страной" - рассказал гендиректор.
Говоря об истории конфликта Павлютин напомнил, что в 2005 г. ЧП "КТИ" заключило инвестиционный договор об использовании инфраструктуры Ильичевского морского порта для контейнерной перевалки. Он отметил, что со своей стороны, ЧП "КТИ" во исполнение договора вложило 51 млн долл. прямых иностранных инвестиций (Американский инвестиционный фонд Siguler Guff & Company и компания SRRDeutschland, Германия).
"На эти деньги была проведена масштабная реконструкция контейнерного терминала и прочие работы. По условиям договора 74% прибыли оставалось ЧП "КТИ", а 26% полагалось порту. Кроме того, указывалась минимальная фиксированная годовая прибыль, меньше которой порт получать не мог, независимо от общих экономических показателей, - сообщил Павлютин. - К примеру, в 2014 г. от ЧП "КТИ" порт получил 74 млн грн прибыли, что составило 76% общей прибыли порта. Суммы же налоговых платежей в бюджет достигали 100 млн грн в год! Предприятие процветало, более 600 человек имели высокую стабильную зарплату".
Однако, отметил гендиректор, в ноябре 2014 г. порт неожиданно обратился в суд с иском о расторжении инвестиционного договора, мотивацией были якобы кабальные условия существующего соглашения. По словам Павлютина, формальным поводом оспорить договор стала реорганизация морского портового хозяйства Украины в соответствии с принятым в 2013 г. Законом "О морских портах Украины". "В исполнение требований этого закона имущество порта отошло новосозданной "Администрации морских портов Украины". Вот эта формальная передача имущества, а именно причалов, под юрисдикцию новой структуры, и стала той юридической зацепкой, дающий повод расторгнуть существующий инвестиционный договор", - добавил он.
"Администрация морских портов Украины" стала правопреемником имущества порта, но при этом не было четко определено, что делать с совместным имуществом. В результате, одесские суды первой и второй инстанций удовлетворили иск о расторжении договора, абсолютно не учитывая интересы и позицию инвестора", - рассказал журналистам управляющий партнер юридической фирмы "Астерс" Алексей Дидковский.
По словам Дидковского, возникает парадокс, поскольку основной позитив и портовой реформы, и "Закона о морских портах" в частности, как раз и заключался в гарантии того, что все ранее заключенные инвестиционные договора остаются в силе, то есть без изменений. "Получается то, что должно было гарантировать соблюдение прав инвесторов, интерпретируется судьями как возможность уничтожить бизнес. Ведь цель портовой реформы - защита существующих проектов и привлечение новых инвестиций. Но украинское правосудие в который раз демонстрирует свой уровень. Мы подали жалобу на судей, которые действовали под явным давлением и принимали решения, противоречащие как закону, так и здравому смыслу! И все же мы надеемся, что высшая кассационная инстанция - ВХСУ разберется в этом вопросе и примет справедливое решение исходя из буквы закона" - подытожил Дидковский.
Павлютин отметил, что 10 апреля Президент Петр Порошенко, выступая в Одессе сказал, что единственным источником выживания украинских портов станут зарубежные инвестиции. "Сейчас наши американские и немецкие партнеры, которые имеют огромный вес в финансовых и политических кругах Европы и США, очень внимательно следят за этими событиями и будут готовы отреагировать соответствующим образом. По сути, от исхода этого дела будет зависеть судьба дальнейших инвестиций в Украину", - подчеркнул он.
"На недавнем совещании в Мининфраструктуры намекнули, что место, которое занимало ЧП "КТИ" уже кому-то обещано. Но грубое, безосновательное попрание интересов солидных инвесторов может поставить крест на дальнейших инвестиционных перспективах Украины. Украина может не выдержать ударов собственного правосудия, и мы не должны этого допустить! Точка невозврата, когда что-то спасти будет уже поздно - близка. Я надеюсь, что внимание широкой общественности поможет избежать непоправимой ошибки" - высказал надежду Павлютин