После гибели лидера Джамахирии Муаммара Каддафи страны Запада стали готовиться к массовому переделу природных богатств Ливии. Главную ценность в североафриканском государстве представляют залежи нефти (29,5 млрд баррелей) и газа (около 1,6 трлн кубометров).
Контракты на право разработки полезных ископаемых с новыми ливийскими властями подпишут страны, при активном участии которых был свергнут Каддафи: Великобритания, Франция, США, Италия и Катар. Об этом пишет 21 октября газета "Коммерсантъ".
При этом некоторые компании начали готовиться к вторжению в ливийские недра задолго до окончания гражданской войны в стране. Депутат Европарламента от Великобритании Эндрю Бронс сообщил о тайной сделке на сумму 1 млрд долл. между лондонским нефтетрейдером Vitol и Переходным национальным советом Ливии. Посредником на переговорах якобы выступил министр международного развития Соединенного Королевства Алан Данкан.
Бронс считает, что теперь Vitol может получить монопольные права на торговлю ливийской нефтью. "Не надо быть сторонником подлого тирана Каддафи, чтобы усомниться в мотивах Запада, поддержавшего ливийских повстанцев!", - возмущается депутат.
В свою очередь эксперт журнала Foreign Policy Джон Дали уверен, что тотальным преимуществом при дележе ливийских богатств владеет Франция. По его словам, еще 3 апреля 2011 г. представитель ПНС отправил эмиру Катара шейху Хамаду бин Халифа аль-Тани письмо, из которого следовало, что Франция получит 35% нефти в обмен на поддержку оппозиции.
Дали считает, что, несмотря на аппетиты Франции и Британии, корпорациям из других стран останется чем поживиться. По его словам, есть итальянская ENI, американские и канадские компании Marathon, ConocoPhillips, Hess, Occidental и Suncor, прекратившие работу в Ливии в начале военных действий, есть бразильская Petrobras и российские "Газпром нефть" и "Татнефть", вложившие миллиарды в Ливию до начала войны.
В Ливии "Газпром нефть" имеет доли в участках и концессиях с запасами 300 млрд кубометров газа и 110 млн тонн нефти. В январе 2011 г. компания подписала договор с итальянской ENI, по которому получила 16,5% месторождения Elephant. Что касается "Татнефти", то компания вела геологоразведочные работы на четырех участках. Кроме российских нефтяников, крупными проектами в Ливии занималось ОАО "РЖД": за 2,2 млрд евро компания строила железную дорогу Сирт - Бенгази. "Рособоронэкспорт" в 2010 г. подписал с Ливией договор о поставках вооружений на 1,8 млрд долл.
Вице-президент Международной кризисной группы Ален Делетроз заявил изданию, что "в новой Ливии российские компании не будут чувствовать себя столь вольготно, как при Каддафи". Он подтвердил, что наиболее выгодные контракты будут распределены между странами, которые прямо поддержали ПНС.
Главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов полагает, что насчет доступа к ливийским месторождения РФ предстоит договариваться не с новыми властями страны, а с государствами Запада. "В лучшем случае западные компании пригласят российские в качестве партнеров. Британцы, французы, итальянцы не для того рисковали деньгами, репутацией и прочим, чтобы потом делиться ливийским рынком с компаниями стран, которые не участвовали в операции", - считает эксперт.
Еще одним претендентом на нефть и газ Ливии специалисты называют Китай: по их мнению, у КНР нет "отягощающего колонизаторского прошлого", зато есть много денег.