Анна Рёш — финансовый консультант немецкой сети хабов Impact, лектор киевского фестиваля Startup Kultur, который прошел под эгидой Goethe-Institut, рассказала о том, как протестировать свой проект до разговора с инвесторами.
Я еще ни разу не видела бизнес-план, которому бы следовали без отклонений. Бизнес-концепция — это гипотеза, не всегда применимая на практике. Даже самый лучший стратег может только приблизительно предсказать, как будет развиваться бизнес.
Мысль о том, что бизнесом можно заниматься только тогда, когда ты стал экспертом в финансах и стратегиях, сдерживает многих людей.
Парадокс состоит в том, что экспертом ты становишься только на практике. Если вы спросите у крупных предпринимателей о том, как они вывели компанию в топ, поймете, что многое они делали интуитивно. Они просто начинали, а после смотрели, в каком направлении стоит двигаться, где внести коррективы, где поменять курс. Все это — часть бизнес-процесса, увлекательного и непрогнозируемого.
Перед составлением стратегии определите:
Вам не нужно на следующие пять лет составлять детальный финансовый план ликвидности и бюджетирования. Начните с малого.
Узнайте, есть ли сегодня на рынке проект, который похож на ваш. Поговорите с конкурентами, найдите в интернете все, что есть по этой теме. Узнайте, насколько их бизнес успешен и насколько ваши темы пересекаются.
Попробуйте сделать что-то похожее на ваш проект, но в маленьком масштабе. Например, если вы хотите запустить образовательную платформу, сперва организуйте воркшоп. Снимите несколько видео с потенциальными лекторами и выложите на YouTube. Посмотрите, насколько ваша тема и ваш формат важны людям. Это дешево, это может сделать каждый. Вам нужен только смартфон или камера. Возможно Powerpoint. Если людям понравятся ваши видео, если они придут на воркшоп – у идеи есть шанс на рынке. Вы удивитесь, как много будет фидбека и резонанса, если вы "выйдете в люди".
Говорят, на старте проекта есть только три группы людей, которые могут дать ему финансирование: family, friends and fools (семья, друзья и дураки). Но после того как вы протестировали идею в маленьком масштабе, вам не нужны ни друзья, ни дураки. Вы можете спокойно идти к потенциальным инвесторам. В письме с просьбой о встрече сразу приводите свои цифры: "Мы сделали такой вот проект, собрали уже двести тысяч просмотров за шесть месяцев. Тема оказалась важна людям, наша задача - открыть образовательную платформу". На встрече вы назовете сумму, инвестор что-то ответит. С этого начнется ваш путь в бизнесе.
Инвесторы контролируют риски, они никогда не вложат деньги в теорию — только в конкретные цифры, подтверждения важности продукта для общества. Но если у вас есть доказательство ценности концепта в виде 200 000 людей, которые уже зашли на ваш канал без серьезных инвестиций в продвижение, это может быть интересно.
Запомните, что истинным предпринимателем движет не желание управлять успешным стартапом или предприятием, а желание создавать. Сделать все возможное, чтобы вытянуть идею в стартап, а стартап – в работающий бизнес. Чтобы это произошло, однажды они сделали первый шаг. Решайтесь на него и вы!