Решение Совета нацбезопасности и обороны по АО "Укрзализныця" основывалось на отчете Службы безопасности Украины о состоянии день в железнодорожной компании.
Об этом сообщает "УНИАН" со ссылкой на документ службы.
Согласно документу, основные показатели работы предприятия про всем ключевым направлениям - катастрофические.
В частности, в блоке о материально-техническом состоянии компании говорится, что в капитальном ремонте нуждается более 11 тысяч или 31% от всех путей. Из-за аварийного состояния рельсов в 2021 году показатель схождения поездов вырос на 40% по сравнению с таким же периодом предыдущего года. Особенно опасный прецедент произошел с поездом "Интерсити+" в марте текущего года возле Запорожья, когда с путей сошло шесть из девяти вагонов.
Изношен и постоянно сокращается тяговой парк, критическое состояние грузового парка вагонов. Средний уровень износа - 90%, до 2025 года будет списан каждый третий вагон. УЗ к этому не готова, что может отразиться не только на ее финпоказателях, но и на ВВП всей страны, поскольку миллионы тонн грузов могут быть попросту не доставлены.
Коме того, на конец 2020 года стоимость основных фондов компании сократилась на 31 млрд грн (-15%), а в долларовом эквиваленте на треть. Активы компании обесцениваются примерно на 10 млрд грн в год. Объемы капвложений уменьшаются, план освоения инвестиций недовыполнен на $1,1 млрд.
Еще одна цифра в отчете - искусственное занижение руководством компании фонда оплаты труда обычным рабочим "Укрзализныци" на фоне сокращения их количества и формального повышения продуктивности труда. За пять последних лет люди в виде надбавок и премий недополучили порядка 44 млрд грн. Из них 8,9 млрд грн недоначислено тем, кто непосредственно задействован в обеспечении перевозок и их безопасности.
Критической является ситуация также с обслуживанием долговых обязательств на общую сумму более 36 млрд грн. В текущем году должно быть возвращено порядка 8 млрд грн. основного долга.
Особое внимание в СБУ уделили признакам уголовных правонарушений, которые совершали руководители "Укрзализныци" за последние несколько лет. Большинство из них касается госзакупок. Только в течение 2019-2021 гг. по материалам органов СБУ по выявленным фактам злоупотреблений сотрудников УЗ зарегистрировано 237 уголовных производств (объявлено 101 подозрение, направлено в суд 35 обвинительных актов, по которым вынесено 20 обвинительных приговоров), общая сумма убытков по которым превышает 1 млрд грн.
Как правило, железнодорожники крали на поставках запчастей сомнительного качества, эксплуатация которых в дальнейшем и приводит к трагическим последствиям, например, схождению поездов с рельс.
Среди других проблем, упоминаемых в справке - и управленческий кризис с невозможностью найти эффективного главу компании уже который год, и закупка электроэнергии по завышенным ценам, и сокращение контейнерных перевозок в разы, неэффективное использование промышленных объектов, в частности, щебеневых карьеров, недоразвитость системы информационных технологий, слишком медленная электрификация критических участков, а также преждевременное подписание договоров с ЕБРР на получение кредитных средств, из-за чего компания переплатила банку минимум 5 млн долларов.
Напомним, в пятницу сообщалось, что Совет нацбезопасности инициирует введение временного руководства на "Укрзализныце" до избрания председателя правления и формирования полноценных органов управления общества из-за критического состояния предприятия, которое представляет угрозу нацбезопасности.