Отношения ведущих производителей стали, среди которых Arcelor-Mittal и Thyssen-Krupp, со своими постоянными клиентами в автомобильной отрасли и машиностроении становятся все напряженнее. В течение этого года цена на сталь уже выросла вдвое, а в октябре сталевары обещают очередное повышение. Виной всему является новая схема, по которой горнодобывающие гиганты определяют стоимость железной руды, пишет сегодня РБК daily.
До 2010 г. отношения сталелитейщиков с клиентами были сравнительно беспроблемными: договоры заключались один раз в год. И потребители, будь-то автомобилестроитель Volkswagen или производитель бытовой техники премиального сегмента Miele, гарантированно получали необходимое им количество металла по стабильной цене. Производители стали тоже ничем не рисковали, ведь и они закупали руду и коксующийся уголь по фиксированной цене. Однако все изменилось, когда поставщики сырья BHP Billiton, Vale и Rio Tinto перешли с годичных договоров на квартальные, привязав свои отпускные цены к колебаниям спотового рынка.
В такой ситуации производители стали в целях минимизации рисков перекладывают свои дополнительные расходы по закупке сырья на клиентов. Цена поднялась в течение нынешнего года вдвое, а в четвертом квартале предстоит очередное повышение. И то, что оно станет не таким сильным, как предыдущие, является для машиностроителей слабым утешением. "В четвертом квартале спрос на сталь в Европе пойдет вверх", - заявил один из менеджеров Arcelor-Mittal в беседе с Handelsblatt. Свой прогноз он аргументировал тем, что летом клиенты отрасли особой активности не проявляли, но теперь им просто необходимо заполнять свои склады. Ведь именно в машиностроении и автомобилестроении ФРГ сейчас отмечается мощный приток новых заказов. "В завершающем квартале года наши продажи возрастут примерно на 7-10% по сравнению с третьим кварталом", - считает менеджер из Arcelor-Mittal.
Стальным концернам следует настраиваться на крайне жесткие переговоры со своими клиентами. В частности, на минувшей неделе компания Miele открыто обозначила рост цен на металл как большую проблему для всей отрасли. Не собираются мириться с ростом цен на металл и автомобилестроители. Впрочем, Arcelor-Mittal проявил в этом вопросе гибкость: сырьевой гигант предлагает своим крупным клиентам годичные контракты, стоимость которых корректируется в зависимости от уровня цен на сырье каждые полгода. По данным Arcelor-Mittal, один из крупных автомобильных концернов с такой модификацией годичного договора уже согласился.