По мнению эксперта, эти средства можно было бы направить на решение экологических проблем
Средства от экологического налога в Украине используют на нецелевые проекты, тогда как они могли бы быть направлены на решение экологических проблем. Такое мнение высказала руководитель проекта интерактивной онлайн-карты источников загрязнения окружающей среды в Украине Detox Ukraine Яна Басиста, сообщает РБК-Украина.
"Распространено мнение, что в Украине нет денег для защиты окружающей среды. Но на самом ли деле их нет? 4,7 млрд грн - это сумма поступлений от экологического налога, который получил бюджет Украины в 2017 году. В этом году госбюджет ожидает получить 6,3 млрд грн. То есть проблема не в финансах, в неэффективном управлении", – отметила Басиста.
По ее словам, подходы к использованию поступлений от экологического налога должны быть пересмотрены на государственном уровне. Эксперт подчеркнула, что распространенным является неэффективное распределение экологических фондов и даже их использование на нецелевые проекты.
"Поэтому надо немедленно внедрить проектный менеджмент в природоохранной деятельности Украины. Нужно обнародовать все проекты, которые планирует государство, устанавливать конкретные показатели эффективности, обнародовать детальные сметы этих проекте, а также ежеквартально отчитываться о реализации этих проектов", – сказала Басиста.
Она убеждена, что должен быть диалог между государством, общественностью и бизнесом для того, чтобы правильно использовать "экологические" средства.
Как отмечалось, на государственном уровне сейчас обсуждается вопрос о возможности возврата части средств от уплаченного эконалога предприятиям-загрязнителям для того, чтобы они устанавливали оборудование для очистки выбросов в атмосферу. Такая практика является распространенной в Европе.
О неэффективном использовании экологического налога в августе 2018 года также высказывался министр экологии и природных ресурсов Остап Семерак. "К сожалению, пока эти средства направляются на что-то другое, а не на природоохранные мероприятия", – сказал он.