Спад производства в украинском автопроме свидетельствует в пользу своевременности мер по защите внутреннего авторынка, - эксперты
Украинские производители в последнее время существенно сократили объемы производства автомобилей, и это является наиболее ярким аргументом в пользу права государства ввести защитные меры в интересах своих автопроизводителей. Но повышение пошли не должно привести к автоматическому подорожанию иномарок, ведь их импортеры потеряют рынок сбыта, уверены эксперты.
«Правила Всемирной торговой организации (ВТО) позволяют вводить временную специальную пошлину для защиты определенных секторов экономики, если страна сможет доказать наносимый импортом ущерб экономике. В любом случае, такое решение должно быть обосновано в ВТО», - сказал старший аналитик по машиностроению инвесткомпании «АРТ Капитал»Алексей Андрейченко.
Говоря о вероятности повышения цен на иномарки, он в качестве примера привел Россию, где появление утилизационного сбора привело к подорожанию ввезенных из-за рубежа автомобилей и спаду их продаж в 3-4 раза.
Ссылаясь на этот негативный опыт, большинство экспертов уверены, что импортеры и продавцы иномарок вынуждены будут сократить свою норму прибыльности, чтобы сохранить цены на нынешнем уровне и не допустить спада продаж. В правительстве рассчитывают, что введение заградительных пошлин на импорт сделает выгодным сборку машин в Украине, что улучшит инвестиционную привлекательность предприятий автопрома.
В краткосрочной перспективе, уверены эксперты, спецпошлина может усилить конкурентные позиции недорогих автомобилей украинской сборки. «Влияние пошлины будет наиболее сильно чувствоваться в сегменте бюджетных машин, таких как ЗАЗ, Еврокар и Богдан. Мы полагаем, что тариф окажет положительное влияние на продажи таких моделей как Skoda A5, ZAZ Vida, ZAZ Lanos, ZAZ Forza, ZAZ Nexia, Bogdan 2110, Bogdan 2111, а также на выпускаемые в Черкассах машины Hyundai», - прогнозирует Андрейченко.
Руководитель аналитического отдела инвестиционной компании «Concorde Capital»Александр Паращий отметил, что ухудшающаяся статистика об объемах производства на украинских автозаводах является лучшим индикатором проблем, которые стоят перед местными производителями. Большинство заводов сейчас загружены менее чем на половину своей проектной мощности, пояснил эксперт.
Кроме того, Алексей Андрейченко отметил, что из-за ажиотажа, созданного вокруг импортных пошлин, уже в марте-апреле можно ждать существенного роста продаж иномарок. В то же время в долгосрочной перспективе, введение пошлин окажет позитивное воздействие на автомобильную отрасль.
Напомним, министр экономического развития и торговли Украины Игорь Прасолов, объясняя причины введения пошлин, назвал такой шаг вынужденным и временным - пошлины вводятся сроком на три года. Главными задачами министр назвал сохранение рабочих мест, поскольку автозаводы часто являются градо- и бюджетообразующими предприятиями, а также оказывают существенное влияние на уровень занятости в регионах. Кроме того, поддержка автопрома остается одним из приоритетных заданий экономической политики Украины.
Читайте также: Украина вводит 3-летние спецпошлины на импорт новых автомобилей (видео)