Андрей Березицкий, директор Netwalker, B4B Group
Приведенные советы - результат опыта продвижения непосредственно на украинском рынке. Они одинаково подойдут тем, кто только планирует продвигать бренд в социальных медиа, а также тем, кто решил пересмотреть существующую маркетинговую стратегию.
На первый взгляд СММ в социальных сетях - не совсем подходящий инструмент дополнения маркетинг микса для финансовых учреждений, однако это не так. Проследите путь от простого к сложному.
1. Взвешивайте достижимость маркетинговых целей
Чтобы понять необходимость присутствия своего бренда в популярных соцсетях, нужно оценить целевую аудиторию. Не стоит «распыляться» на все социальные медиа сразу - выбирайте только те, где преобладают именно ваши Потребители. А банковских Потребителей в Украине, имеющих профиль в крупнейших социальных сетях, насчитывается: vkontakte - охват 76,4% (10 243 856 человек), facebook - 25,1% (3 371 973 человек); odnoklassniki - 59,7% (8 009 370 человек). (Средневзвешенные показатели приведены из исследования Opinion Software Media компании InMind).
2. Планируйте
Многие украинские банки приходят в социальные сети с массой идей, энтузиазмом и «горящими глазами». Однако их запала хватает ненадолго. Уже через несколько недель или месяцев аккаунт «глохнет». Это неприемлемо и принесет бренду больше вреда, чем пользы (потребитель видит угасший энтузиазм, давно не обновленные новости, и у него создается впечатление о несостоятельности компании). Следует выработать подробный, понятный и выполнимый план активности на год, так сказать «крупными мазками». Для начала определите маркетинговую стратегию. Далее составляйте контент-план (тактику) еженедельно. Стратегия может претерпеть корректировки, она должна быть гибкой, как сам рынок, реагировать на появляющиеся факторы, однако ни в коем случае не отворачивайтесь от изначальной цели.
3. Собирайте новости внутри Структуры
Далеко не все сотрудники компании понимают важность присутствия своего бренда в социальных сетях. Однако каждый Руководитель Подразделения должен понимать возможные бонусы, и как следствие хочет пиариться - дайте ему такую возможность. Параллельно решите вопрос формирования контента.
4. Сохраняйте «лицо» Бренда в социальных сетях
Каково ваше позиционирование? Профессионал? Дружественный? Серьезный советчик? Каждый бренд должен вести себя как личность и вырабатывать уникальный стиль общения в соцсетях, который будет узнаваем Пользователями, и поддерживать существующее позиционирование.
5. Контент-план
Это очень важный этап. Развивайте все ваши публикации на каждую тему. Отслеживайте то, что произвело наибольший резонанс, отклик - и продолжайте «раскручивать спираль». У каждого отдельного финучреждения темы могут быть различными, в зависимости от маркетинг-плана. Доля имиджевых постов должна составлять не менее 10%, однако не забывайте, более 10% прямых рекламных постов, именно рекламных - отпугнут Подписчиков.
6. Не частите
Оптимальное количество публикаций в день 1-2, иногда можно 3. Одна из наиболее частых причин отписки от бренда или пользователя - навязчивость, слишком много сообщений, которые засоряют новостную ленту.
7. Заимствуйте контент
Не пишите только о ваших финансовых продуктах. Каждодневных (при этом свежих и интересных!) новостей об этом не накопит даже самый гениальный копирайтер. У вашей целевой аудитории есть и другие интересы - стройте свой контент-план на этом. Публикуйте ссылки на публикации, которые интересны им. Заменяйте иллюстрации и добавляйте собственные комментарии. Но не стоит забывать и про собственные посты - как минимум 10% публикаций должны быть посвящены бренду.
8. Анализируйте и обращайте внимание
Считается, что в социальных сетях не имеет значение время размещения поста, мир находится онлайн всегда - это не так. Анализируйте активность своей аудитории. Составляйте time budget, экспериментируйте с днями и частотой публикаций. Одно из исследований утверждает, что самым хорошим временем для отклика аудитории является дневное время в среду (офисные работники уже «пережили» начало трудовой недели, но еще не находятся в лихорадочном ожидании пятницы). Попробуйте проверить. Делайте также поправку на время года и социальные факторы. Благо, для проведения подобного анализа в Украине хватает исследовательских панелей.
9. Стимулируйте общение
Пользователи не любят, когда «вещают»,, но при этом не интересуются их мнением. Поэтому вопросы пользователям, ответы на их комментарии, развитие дискуссий - жизненно необходимы. Будьте понятными: все призывы к действию должны быть четкими, однозначными и находиться в полном соответствии с намеченными вами маркетинговыми целями продвижения в социальных сетях.
10. Отвечайте на вопросы
Своевременная реакция на вопросы пользователей в социальных сетях, развернутые ответы всегда идут компании в плюс. Это прямой маркетинг!
Как правило, пользователи ждут моментальных ответов на свои вопросы, так что не затягивайте. Максимальный срок ответа на запрос - 1 день. В идеале - несколько часов.
11. Приглашайте Подписчиков
Приглашайте! В соцсетях подписчики должны приходить сами, а не покупаться на «черном рынке». Количество подписчиков - своеобразный показатель одобрения бренда пользователями. Так заработайте его - публикуйте интересный контент, запустите рекламную кампанию, продвигайте посты, разместите виджет соцсети у себя на сайте. Все, что угодно, кроме «ботов».
12. Развивайте отношения с пользователями
Социальные сети - прекрасное место для налаживания контактов со своими клиентами, как настоящими, так и будущими. Все что нужно: слушать их, и вовремя реагировать (помогать советом или рекомендацией, отвечать на вопросы и т.д.). Многие пользователи до сих пор не разобрались в тонкостях финансовых операций, а значит постоянно боятся быть обманутыми, так помогите им сориентироваться - для того вы и затевали маркетинговую кампанию! Заработайте их доверие честно. Пусть потребитель получит желаемое, и только так вы достигнете своих целей.
Как видите, при грамотном построении и соблюдении основных шагов продвижения, развитие имиджа бренда в соцсетях будет несложным, безболезненным и даже интересным. Давно прошли времена, когда финансистам было выгодно отстраняться от общества, подобно касте жрецов. Нынешние пользователи ждут обратной связи, ценят внимание к своим интересам, и с готовностью доверят свои средства только тем, в ком уверены.