Украина подпишет соглашение с Международным валютным фондом (МВФ) до конца 2013 г.. Об этом сообщает "Коммерсант-Украина".
Правительство решило ограничить себя в финансовой возможности поддерживать приоритетные инвестиционные проекты, а также деятельность государственных компаний. Министр финансов Юрий Колобов вчера сообщил журналистам о принятии постановления о лимите ежегодного объема предоставляемых госгарантий:
"Да, это постановление Кабинета министров, предельный объем на уровне 20 млрд грн. Там все: и задолженность по НДС, и задолженность по тарифам, и прочее", - отметил министр.
Однако на самом деле речь шла об одобрении законопроекта "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно предоставления государственных гарантий". В ст. 18 кодекса будет внесена ключевая правка: "Предельный объем предоставления государственных гарантий не может превышать 5% доходов общего фонда государственного бюджета".
Необходимость таких изменений вызвана угрозой со стороны европейского долгового кризиса.
"Соотношение гарантированного государством долга к ВВП на конец 2012 г. составляло 8,3%, что выше среднего европейского показателя в 6%. Сегодня больший, чем в Украине, объем гарантированного госдолга имеют только такие страны, как Испания, Ирландия, Португалия и Латвия. Объяснением такой ситуации является влияние финансового и долгового кризиса в Европе", - говорится в пояснительной записке.
Помимо этого, в пояснительной записке упоминается о "высокой вероятности" перекладывания части гарантированных обязательств на госбюджет.
"В 2013 г. расходы на погашение и обслуживание государственного долга запланированы на уровне 31% доходов госбюджета, тогда как по методологии МВФ и Всемирного банка показатель в 40% уже считается критическим для исполнения государством его обязательств", - отмечается в документе.
На 31 августа объем прямого и гарантированного госдолга составил 546,3 млрд грн с долей гарантированного долга 18,5% (101,3 млрд грн).
Тем более, отмечают в Минфине, что большинство стран ЕС и СНГ уже предусмотрели в своем законодательстве подобный предельный показатель, установив его на уровне 2% ВВП. Впрочем, учитывая, что в Украине доля перераспределения ВВП в доходах госбюджета составляет около 30%, предлагаемый порог годовых госгарантий в случае принятия предложенного законопроекта окажется даже ниже, чем в этих странах,- около 1,5% ВВП.
Если бы эта норма действовала в текущем году, то, исходя из заложенного в госбюджете объема общего фонда (322,08 млрд грн), предельная сумма госгарантий составила бы 16,1 млрд грн. С учетом возможного роста доходов бюджета в следующем году примерно на 10% объем госгарантий мог бы составить примерно 18 млрд грн. Действующий в госбюджете лимит установлен на уровне 50 млрд грн. При этом правительство легко добивается согласия парламента на его увеличение. Например, в 2012 г. предельный объем госгарантий был повышен почти в 16 раз: с 5 млрд до 79,4 млрд грн.
Однако вступление в силу этого законопроекта предложено отложить на 2016 г. Таким образом, и в следующем, и в 2015 г. объем госгарантий будет регулироваться исключительно госбюджетом. В парламентском большинстве заявляют о готовности поддержать такую инициативу. "Безусловно, в ситуации, когда ставки по средне- и долгосрочным кредитам превышают 20%, механизм госгарантий остается одним из немногих способов поддержать бизнес. Однако это более легкий способ решения вопроса, чем модернизация финансовой системы страны. Тем более что критерии выдачи таких гарантий отсутствуют, а вкупе с большой суммой, заложенной в госбюджет, создаются риски для неэффективного использования этого инструмента",- заявил депутат Анатолий Кинах (Партия регионов). По его словам, из объема госгарантий на этот год "использовано не более трети, а главное - значительная часть выданных гарантий не наполнилась кредитными ресурсами".
Такое ограничение появилось по требованию Международного валютного фонда, уверен экс-глава Минфина Игорь Уманский.
"МВФ и ранее выражал недовольство тем, что инструмент государственных гарантий превратился в скрытую статью финансирования бюджетного дефицита. Особенно острой эта проблема стала в прошлом и нынешнем годах", - уверен он.
При этом Уманский заявил, что это ограничение выглядит весьма жестким. По его словам, предельную планку следует установить на уровне 10% доходов общего фонда бюджета.
Принятие этого закона могло бы способствовать возобновлению кредитной поддержки со стороны валютного фонда. Впрочем, недовольство МВФ может вызвать норма о вступлении в силу этого закона лишь с 2016 г.
"Правительство пытается выторговать себе отсрочку на два предвыборных года, а там, если выборы пройдут для них удачно, изменить эту норму - голоса всегда найдутся. Такая норма имеет смысл лишь в случае, если она вступит в силу со следующего года, и МВФ будет настаивать на этом", - прогнозирует Уманский.
Колобов сообщил, что в ходе работы миссии МВФ с 17 по 29 октября будут обсуждаться макропоказатели проекта госбюджета-2014.
"Мы будем обсуждать с МВФ все. Пересмотр этого бюджета обсуждать не будем",- сказал он.
Миссия проведет в Украине консультации по ст. 4 соглашения с МВФ за 2013 г. (обязательства в отношении валютного режима): оценит макроэкономическую ситуацию и экономическую политику страны.