Смена правящих политических партий не ускорила выход Европы из кризиса, - аналитики
Долговой кризис серьезно изменил не только экономические показатели Европы, но и расклад политических сил в регионе. Угроза рецессии, увеличение безработицы и снижение доходов населения привели к резкому росту недовольства европейцев политикой правящих партий. В итоге за два года в девяти странах ЕС произошла смена правящих политических элит. Вместе с тем, пришедшие к власти партии в борьбе с кризисом используют старые рецепты своих предшественников.
В предшествующие мировому финансовому кризису годы европейские правительства, в большинстве которых заправляли социалисты, с легкостью тратили огромные средства на различные социальные программы. Экономика стран региона находилась на подъеме, а потому и с внешними займами проблем не возникало. Однако глобальные финансовые неурядицы заставили затянуть пояса не только жителей Старого Света, но и власти, которые стали выходить на внешний рынок заимствований только для того, чтобы залатать дыры в бюджете. Стоимость заимствований начала расти, что, соответственно, увеличило расходы на их обслуживание.
В 2009 г. госдолг в зоне евро вырос до 70% от ВВП, а в 2011 г. - до 85%. При этом в отдельных странах, таких как Греция и Италия, он заметно превысил 100%. В этих условиях властям стало уже не до финансирования социальных программ. Как следствие, население больше не захотело видеть у власти социалистов, охотно тративших средства на поддержку мигрантов, образование и здравоохранение, а также непомерно раздувших госаппарат.
С осени 2009 г. социалисты были вынуждены уступить власть в шести странах ЕС - Великобритании, Испании, Португалии, Венгрии, Словакии и Болгарии. "В условиях кризиса приход правых оправдан, так как в целом они лучше справляются с непростыми экономическими ситуациями. Независимо от специфики той или иной страны избиратели в целом считают консерваторов более компетентными», - сказал РБК daily профессор Университета Дуйсбург-Эссен Оливер Шварц.
Правые первым делом принялись активно урезать бюджетные расходы, причем по рецептам, о которых говорили их предшественники: через сокращение числа рабочих мест в госсекторе, отмену ряда социальных программ, введение новых налогов или повышение существующих. В некоторых странах такие меры дали положительный эффект, как, например в Португалии. А вот политическая ситуация в проблемных Италии и Греции, с одной стороны, весьма похожа на ситуацию в других проблемных странах зоны евро (жесточайшая экономия), с другой - все же несколько отличается. «Одной из интересных тенденций является попытка преодолеть политические барьеры в ходе реформ путем создания технократического правительства в Греции и Италии. Модели в этих странах очень разные: в Греции это правительство на короткий срок, и лишь его глава является технократом, тогда как итальянское правительство целиком технократическое, и ему предоставлено больше времени. На мой взгляд, у Рима гораздо больше шансов на успех», - рассказал аналитик Центра европейской политики Фабиан Цулеех.
Населению Европы не по вкусу те горькие «таблетки» от кризиса, которые им выписывают и правые, и левые, и технократы. Пессимизмом европейцев пользуются правые популистские и правоэкстремистские партии. Их популярность в Европе за последние годы выросла. Из-за непопулярности и зачастую недостаточной эффективности проводимых мер ни одно правительство и правящая партия не могут считать себя в безопасности, уверены эксперты. Ярким примером является Франция. Рейтинг главы правоцентристов и президента страны Николя Саркози упал с момента прихода его к власти в 2007 г. более чем вдвое, до 25%, уступив рейтингу кандидата от социалистов Франсуа Олланда (29,5%).
Разочарование во всех политиках - это не французский, а общеевропейский феномен, уверен директор центра Паскаля Перрино.