Ситуация на российском металлургическом рынке непростая, однако серьезных проблем нет, - участник рынка
2011 год российские меткомпании, что называется, «начали за здравие, а закончили за упокой». Капитализация большинства компаний за год упала в два-три раза, а их финансовые результаты за третий квартал дали повод для разговоров о новой волне кризиса в отрасли. Но сами металлурги призывают не драматизировать ситуацию и прогнозируют улучшение рыночной конъюнктуры в первой половине года.
2011 год подавал металлургическому рынку большие надежды. Эксперты предрекали значительный рост производства и цен на металлы. В первой его половине действительно наблюдалась положительная динамика. По данным Worldsteel, в мае помесячное производство стали в мире достигло своего исторического максимума - 129,8 млн т. Однако уже в августе оно упало до 124,6 млн т, самого низкого показателя за полгода. Снижение коснулось и России: в августе отечественные металлурги сократили производство на 1,7% по сравнению с июлем. Цены тоже поползли вниз: стоимость горячекатаного проката, к примеру, в августе достигала 900 долл./т, а в октябре опустилась уже до 670 долл. По итогам ноября 2011 года производство стали в мире было самым низким за последние 11 месяцев - 115,5 млн т.
Российские металлурги долго не хотели верить в серьезность ситуации, списывая спад то на сезонные факторы, то на затоваренность трейдерских складов. Но когда компании отчитались за третий квартал 2011 года, стало ясно - поводы для беспокойства есть. Показатель EBITDA Evraz, к примеру, уменьшился на 13,2% по сравнению со вторым кварталом, НЛМК - на 43%, Магнитки - на 8%. Показатель EBITDA «Мечела» в третьем квартале вырос на 10,7%, но это компанию не спасло: «Мечел» сильно «подешевел» с начала года. Кроме того, вызывает опасение долговая нагрузка группы: по состоянию на сентябрь ее чистый долг достиг 9 млрд долл., а в соотношении с EBITDA - 3,6. По итогам четвертого квартала компании ждут дальнейшего снижения показателей. К примеру, по подсчетам Evraz, ее показатель EBITDA в октябре-декабре составит около 500-600 млн долл. против 772 млн долл. в третьем квартале.
Впрочем, сравнений с 2008 годом российские металлурги все еще не приемлют, предпочитая говорить не о кризисе, а о временном спаде на рынке. «Ситуация на рынке стали сейчас непростая, но пока мы не видим никаких серьезных ограничений», - комментируют в Evraz, подчеркивая, что мощности компании сейчас загружены практически полностью, а книга заказов заполнена на 2,5 месяца. В Магнитке спад спроса связывают лишь с сезонным снижением деловой активности и рассчитывают на увеличение спроса и рост цен на сталь уже в первой половине 2012 года. «Рост потребления стали в России в 2012 году ожидается на уровне 8-10% в основном на фоне развития автомобильной отрасли, машиностроения и строительного сектора», - комментируют в компании.
Металлотрейдеры не разделяют оптимизма производителей. Темпы роста металлопотребления в России снизятся с 15-18% в текущем году до 5-7% в следующем, считает коммерческий директор «Брок-Инвест-Сервис» Владислав Арсенюк. Аналитики согласны, что сценария 2008 года ждать не стоит. Цены на сталь достигли в конце 2011 года своего минимума и к началу нового года начнут расти, считает Анастасия Грачева из UBS. Это произойдет благодаря повсеместному сокращению производства стали в конце года, считает аналитик. Запасы металлотрейдеров скоро иссякнут, и спрос, а за ним и цены поднимутся. В целом средняя цена на сталь в 2012 году будет сопоставима с уровнем средних цен в 2011 году, считает Анастасия Грачева. В итоге российские сталелитейщики смогут хоть и не сильно, но увеличить показатель EBITDA, говорит она. Впрочем, оговаривается Анастасия Грачева, на относительно оптимистичный сценарий можно надеяться, если на европейском финансовом рынке не произойдет обвала.
Производители алюминия, никеля и меди почувствовали спад чуть позже, чем сталелитейщики, но оказались в более плачевном положении. Цены на алюминий опустились с апрельских максимумов в 2,75 тыс. долл. до 2 тыс. долл. за тонну, то есть чуть более, чем на четверть. Никель начал дешеветь с марта и за три квартала упал до 18,8 тыс. долл. за тонну, что на 53% меньше февральского максимума. Медь с начала года подешевела с 10 тыс. долл. за тонну до 7,6 тыс. долл. за тонну, то есть почти на четверть.
По словам представителя UC Rusal, высокие цены на алюминий, хорошие региональные премии, стабильный спрос на металл в совокупности с программой снижения издержек компании в первых трех кварталах уходящего года компенсировали серьезное падение цен в последней четверти года. В то же время в Rusal признают, что негативная ценовая рыночная динамика скажется на его итоговых результатах. Однако в компании надеются, что спрос на алюминий останется на прежнем уровне. Кроме того, Rusal ожидает, что конкуренты будут вынуждены сокращать производство. «Происходящий валютный кризис в будущем году продолжит негативно влиять на сырьевые рынки, что может спровоцировать сокращение около 15% мировой алюминиевой мощности. В первую очередь пострадают неэффективные предприятия с высокой себестоимостью производства, особенно те, которые работают на дорогой электроэнергии», - комментируют в компании.
В «Норникеле» прогнозируют очень умеренный рост цен на производимые компанией цветные металлы. По словам заместителя гендиректора компании Виктора Спрогиса, в 2012 году он составит около 1-2%. «Мы надеемся, что замедление темпов роста экономики в 2012 году не превратится в ее общемировой спад, и сам тренд по увеличению потребления промышленных металлов не изменится», - комментирует он. По мнению аналитиков, производителям алюминия, никеля и меди стоит ждать дальнейшего снижения цен в 2012 году. Согласно прогнозам UBS, цены на алюминий упадут на 7,3% по сравнению с уходящим годом, на медь - на 10%, а на никель - на 13,5%.