Существующая система взыскания судебного сбора как административного, а также последующее использование таких поступлений на покрытие расходов по оплате труда и оплате коммунальных услуг и энергоносителей ставит выплату судейского вознаграждения и оплату труда работников аппаратов судов в зависимость от стабильности поступлений в специальный фонд государственного бюджета. Именно поэтому существующая в Украине система использования средств судебного сбора нуждается в пересмотре. Такой вывод коллегия Счетной палаты сделала по результатам проведенного аудита использования Государственной судебной администрацией Украины и судами общей юрисдикции средств, поступивших в специальный фонд госбюджета в 2012 г., сообщает пресс-служба Счетной палаты Украины.
"Отнесение поступлений от уплаты судебного сбора к категории административных сборов не согласуется с нормами закона Украины "Об административных услугах", который регулирует механизмы административных услуг и сборов, но действие которого, согласно статье 2, не распространяется на отношения в сфере судопроизводства", - говорится в заключении Счетной палаты.
Аудиторы отметили, что указанная правовая коллизия требует законодательного урегулирования, а существующая система зачисления и использования средств судебного сбора как административного - пересмотра.
Также установлено, что существенное уменьшение количества поступивших заявлений в судебные инстанции, неучет льгот при уплате судебного сбора, избрание нерепрезентативного периода как базового для планирования поступлений, отсутствие доступа к информационно-аналитическим данным непосредственно в ГСА Украины стали причинами утверждения в государственном бюджете необоснованных доходов и расходов специального фонда.
"При таких условиях план поступлений судебного сбора в спецфонд в 2012 г. не был выполнен, и Верховной Раде пришлось увеличить объем бюджетных назначений по общему фонду (приняв соответствующие изменения в госбюджет-2012), в результате чего уменьшился объем поступлений спецфонда ГСА от судебного сбора", - говорится в выводах аудита.
В то же время, как отметила коллегия Счетной палаты, в проверенный период ГСА и Госказначейство Украины создали систему управления средствами, которые поступают в специальный фонд государственного бюджета, в том числе от судебного сбора, что обеспечивает надлежащий учет, распределение, перераспределение и использование финансов. Средства специального фонда по защищенным статьям (оплата труда, коммунальные платежи) были использованы в 2012 г. территориальными управлениями ГСА в основном с соблюдением требований действующего законодательства.
"Однако некоторые управленческие решения относительно использования в 2012 г. средств спецфонда и существующая в ГСА система внутреннего финансового контроля в полной мере обеспечили эффективное использование всех полученных бюджетных средств спецфонда", - резюмировали в Счетной палате.
Читайте также: Государственные дотации работодателям не стали определяющим инструментом решения проблемы безработицы в 2010-2011 гг., - Счетная палата