В случае разрыва контракта на услуги 16 транспортных вертолетов Украина потеряет статус стратегического партнера ООН в международных гуманитарных миссиях. Об этом заявил генеральный директор "Украинских вертолетов" Александр Босов.
В авиакомпании сообщили, что на передаче Министерству обороны 16 вертолетов, арендованных компанией, настаивали депутаты от ВО "Свобода" Юрий Сиротюк и Олег Панькевич, а также ряд общественных деятелей.
В "Украинских вертолетах" считают, что в результате расторжения контракта с ООН Украина потеряет и доход, и престижный статус транспортного оператора международных гуманитарных миссий.
"Все 16 вертолетов авиации сухопутных войск Украины были в результате тендерных торгов переданы компании в непригодном для полетов состоянии. Машины требовали капитального ремонта и замены большинства агрегатов. За годы эксплуатации они были капитально отремонтированы и оснащены современными пилотажно-навигационными комплексами, соответствующими требованиям ООН и ИКAO . Сегодня расходы компании на ремонт и поддержание летной годности вертолетов составили больше 500 млн грн. Установленное на них дополнительное оборудование является частной собственностью компании и должно быть демонтировано в случае одностороннего расторжения договора-аренды", - говорится в заявлении компании.
В Минобороны сообщили, что летный ресурс упомянутых вертолетов на сегодняшний день практически исчерпан. Для того, чтобы произвести плановый ремонт, расходы ведомства должны составить, по расценкам госкомпании "Авиакон", не менее 320 млн грн.
Кроме того сообщается, что переданные в аренду частной компании машины были полностью демилитаризованы. Все военное снаряжение еще до подписания акта приема-передачи осталось на авиазаводе в Севастополе.
"Ни закупить вооружение в РФ, где оно производится, ни забрать собственное вооружение в Севастополе, на сегодня не представляется возможным. Таким образом, вернувшись в расположение армейской авиации, эти вертолеты останутся гражданскими и не смогут принимать участие в военных операциях", - сообщили в пресс-службе министерства.
В компании "Украинские вертолеты" также указывают на риски юридического характера в случае разрыва договора и штрафные санкции в сумме около 40 млн долл.
"Согласно документам, для одностороннего прекращения аренды Украина должна быть объектом военной интервенции, вести боевые действия с участием вооруженных сил. Так как юридически в стране не введено "военное положение", ООН не может признать причину нашего выхода из контракта форс-мажорным обстоятельством ", - уточнил Босов.
В компании сообщили, что начали поэтапный вывод вертолетов армейской авиации из миссии ООН. В Украину уже вернулись три вертолета. В сентябре ожидается прибытие еще двух машин.
"Прекратив транспортное сотрудничество с ООН, Украина потеряет в разы больше, чем приобретет. Как минимум лишится дохода - а это 350 млн грн. арендной платы до конца срока договора, а взамен получит отработавшие свой ресурс 16 гражданских вертолетов. Как максимум - потеряет место на рынке международных вертолетных перевозок и статус надежного партнера международных организаций", - отметил директор компании.