Юрий Панченко, экономический обозреватель, специально для РБК-Украина
Ратификация Соглашения об ассоциации Украины с ЕС произошла на фоне дискуссий, что Украина получит на выходе: полноценный документ или обрезанную часть от него.
Виной тому стало историческое решение, принятое на министерской встрече в Брюсселе 12 сентября. Взамен на гарантии России отказаться от исключения украинских товаров из режима свободной торговли Европейский союз согласился отсрочить вступление в силу экономической части соглашения до конца следующего года.
Украине был предложен многообещающий бонус. Вместо двустороннего режима свободной торговли между Украиной и ЕС будет продлен режим автономных преференций со стороны ЕС.
Этот режим вступил в силу 23 апреля 2014 г. и стал ответом ЕС на необходимость поддержать Украину. Согласно ему, украинские товары до 1 ноября 2014 г. могут беспошлинно поставляться на рынки ЕС, тогда как для европейских товаров действует стандартная ставка таможенного сбора.
Изначально предусматривалось, что этот режим будет отменен автоматически вместе со вступлением в силу Соглашения об ассоциации. Именно поэтому в Администрации Президента Украины не спешили подавать документ в парламент, ведь, в отличие от автономных преференций, полноценный режим свободной торговли, а значит - отмена пошлин на товары из ЕС, приведет к уменьшению отчислений в госбюджет.
В АПУ тут же заявили, что такая экономия составляет около 250 млн грн в месяц. Соответственно, шаг со стороны ЕС позволит Украине сэкономить не менее 3 млрд грн.
Именно на этих выгодах и акцентировали внимание украинские и европейские чиновники и политики. Все понимают, что нынешнее состояние европейской экономики гораздо лучше, чем украинской. Именно поэтому такая помощь Украине, которая несущественно повлияет на Европу, - вполне правильный шаг", - заявил глава делегации Европейского парламента по связям с Украиной Андрей Пленкович.
В то же время никто не скрывает - такое решение было сделано под прямым давлением России. То, что сначала признавали лишь неофициально и полунамеками, вскоре стало произноситься напрямую.
"Россия под запись, официально, говорила, что на следующий день после ратификации Украина столкнется с экономическими сложностями, поскольку Москва введет экономические ограничения. Это не задержка, а результат российских угроз", - заявил накануне голосования в Европарламенте комиссар по вопросам расширения и политики соседства Штефан Фюле.
Таким образом, это решение со всех сторон выглядело компромиссным. "Это решение является компромиссом, в котором должны были уступить все стороны. Если речь идет о продолжении мира и защите интересов наших производителей на востоке, такой шаг является вынужденной необходимостью", - заявил экс-министр экономики Павел Шеремета.
В то же время договоренности от 12 сентября 2014 г. оставляют ряд вопросов. Во-первых, непонятно, что же будет спустя год. Очевидно, что экономические претензии России не исчезнут, а соответственно - сторонам придется вновь сесть за стол переговоров.
Изменится ли за год позиция России, которая пока по-прежнему заявляет о рисках собственной промышленности. Эти аргументы уже были неоднократно опровергнуты и ЕС, и Украиной, более того - их не воспринимают даже российские партнеры по Таможенному союзу: Беларусь и Казахстан. Однако России эти претензии больше необходимы как формальный повод для новой торговой войны.
Возможно, год действия санкций сделает Москву более внимательной к чужим аргументам. Однако до сих пор в вопросах, связанных с Украиной, РФ демонстрировала редкое упорство, игнорируя все экономические резоны.
Более того, маловероятно, что и Украина за год станет более сильной и способной выдержать российский торговый шантаж. Военный конфликт на востоке страны уже привел к углублению спада ВВП страны, и более того, согласно международным финансовым организациям, спад экономики будет продолжаться и в 2015 году. По крайней мере, спецстатус Донбасса позволяет в любой момент обострить ситуацию в стране, дополнительно ухудшив ее экономические перспективы.
В такой ситуации можно говорить лишь о том, что перенос вступления в силу экономической части СА с ЕС - передышка, необходимая в первую очередь для ЕС. Европейский союз с его бюрократическими процедурами крайне медленно формирует свою политику, а поэтому нуждается в дополнительном времени для "раскачки".
Однако возникает сомнение - получат ли Украина и ЕС эту передышку или же торговый спор с Россией может начаться гораздо раньше, чем ожидается.
Обоснованность этого сомнения состоит в том, что стороны крайне противоречиво трактуют пятничную договоренность.
Уже в понедельник министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев заявил, что договоренности от 12 сентября нуждаются в дополнительных гарантиях со стороны Верховной Рады и Еврокомиссии. "Мы считаем необходимым соответствующее юридическое оформление этих договоренностей на уровне решения Совета министров европейского сообщества и акта Верховной Рады Украины, который должен сопровождать процедуру ратификации", - заявил он.
В украинском правительстве уже заявили, что никаких дополнительных гарантий не собираются ни принимать, ни выносить в Раду.
В такой ситуации велика вероятность того, что Россия найдет формальный повод объявить договоренности нарушенными и начать торговую войну. Об этом недвусмысленно заявил российский премьер Дмитрий Медведев.
Несмотря на то, что ближайшие полтора года льготных поставок европейских товаров на украинский рынок не будет, что и было до сих пор основной "страшилкой" Москвы, возможно появление новых претензий.
Сейчас они формируются вокруг процесса имплементации Украиной норм, включенных в текст СА с ЕС и направленных на адаптацию украинских норм к европейским. Таким образом, ход законодательной модернизации Украины может стать поводом для разрыва Россией договоренностей.
Впрочем, в ЕС это прекрасно понимают. "Если Россия каким-то образом нарушит заключенные договоренности, мы предложим Совету ЕС изменить решение относительно отсрочки до 31 декабря 2015 года временного применения положений зоны свободной торговли", - заявил во вторник еврокомиссар по вопросам торговли Карл де Гухт.
Таким образом, "торговое перемирие" обещает быть очень непродолжительным. Как минимум - оно будет сопровождаться постоянными угрозами и обвинениями.