Устаревшая и несовершенная нормативно-правовая база препятствует надлежащему проведению приватизации и управлению объектами государственной собственности в Украине. Госбюджет значительно теряет через нерешенность отдельных правовых аспектов деятельности органов приватизации. Такой вывод сделала Счетная палата после анализа отчета Фонда государственного имущества Украины (ФГИУ) о работе и ходе выполнения Государственной программы приватизации в 2010 г., сообщает пресс-служба Счетной палаты.
В сообщении говорится, что до настоящего времени не приняты законы о ФГИУ и о Государственной программе приватизации. Не урегулированы полномочия органов приватизации в части земельных отношений. Через это продажа земельных участков несельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, на которых расположены объекты приватизации, тормозится, а поступления средств от нее незначительные.
ФГИУ не принял в полном объеме своевременных и эффективных мер по реализации рекомендаций, которые предоставила Счетная палата по результатам предварительного аналитического мероприятия. Как следствие, проблемы в сфере приватизации остались неразрешенными, что негативно сказывается на наполнении госбюджета.
Реальные поступления в госбюджет от приватизации в 2010 г. составили 1,095 млрд грн, что лишь 17,2% от запланированных.
Коллегия Счетной палаты отметила, что приватизация госимущества в нашей стране существенно не повлияла на рыночную трансформацию экономики. До сих пор она осуществлялась несистемно и выборочно, иногда за счет исключения предприятий из списка не подлежащих приватизации. Предприватизационная подготовка объектов неэффективна, процесс непрозрачный и государство не получает максимальной цены за приватизированные активы.
Через необоснованные запреты приватизации государственное имущество используется не по назначению, разрушается, отчуждается по нелегальным схемам и, как следствие, теряет инвестиционную привлекательность.
ФГИУ в 2010 г. провел большой объем работы по ведению Единого реестра объектов государственной собственности и обновление данных. В то же время в реестр не попали данные об имуществе, которым от имени государства управляют отдельные центральные органы исполнительной власти. Как следствие, государство в лице фонда владеет неполной информацией об объектах государственной собственности.
Установлено, что деятельность фонда с предприватизационной подготовки и подготовки к продаже государственных предприятий и хозяйственных обществ была недостаточной. Нередки случаи, когда пакеты акций, принадлежащие государству, продаются дешевле их номинальной стоимости.
В 2010 г. впервые за последние пять лет, несмотря на 9%-ное увеличение количества действующих договоров аренды, фондом не было выполнено плановых показателей поступлений от аренды государственного имущества на 7 % (43,7 млн грн). Главной причиной стало то, что правительством на 2010 г. для отдельных категорий арендаторов государственного имущества было продлено действие понижающего коэффициента к арендных ставок.
Аудиторы отметили, что деятельность фонда по управлению корпоративными правами государства в части уплаты дивидендов обеспечила в 2010 г. их сверхплановом поступления в госбюджет в сумме свыше 140 млн грн. В то же время планирования фондом показателей поступления дивидендов в госбюджет несовершенно, поскольку охватывает лишь хозяйственные общества, в которых государственные акции (доли, паи) превышают долю в 50%. Соответственно, такое планирование является несовершенным. При этом наличие ежегодной задолженности по уплате дивидендов, которая носит системный характер, свидетельствует о том, что права государства с корпоративного управления защищены недостаточно, сообщает Счетная палата.