Счетная палата: ФГИУ не обеспечил полномерного выполнения объемов приватизации из-за недостаточного финансирования
Счетная палата провела аудит эффективности использования средств госбюджета, выделенных в 2009-2010 гг. Фонду государственного имущества Украины (ФГИУ) на руководство и управление в сфере государственного имущества и выполнения мероприятий, связанных с его приватизацией. Коллегия Счетной палаты сделала вывод, что фонд не обеспечил системного и в полном объеме выполнения своих основных задач в этой сфере, а значит и эффективного использования бюджетных средств. Это стало следствием ненадлежащего организационного и финансового обеспечения деятельности ФГИУ, сообщает пресс-служба Счетной палаты.
Прежде всего, речь идет о мизерном финансировании из госбюджета, которое не дало возможности фонду в полной мере выполнять возложенные на него задачи. Выделялись средства, в 2-2,5 раза меньше минимальной потребности на осуществление руководства и управления государственным имуществом, содержание центрального аппарата ФГИУ и региональных отделений. На командировки одного работника регионального отделения в 2009 г. предполагалось лишь 14 грн в месяц, в 2010 г. - 26 грн, что не покрывало даже размера односуточных расходов во время служебной командировки, установленного действующим законодательством.
Недостаточное и нестабильное финансирование не могло не привести к срыву планов приватизации. На мероприятия, связанные с ее проведением, в 2009 г. были утверждены бюджетные назначения объемом в 27,5 раза, а в 2010 г. - в 4,7 раза меньше потребности. Как следствие, в 2009 г. план поступлений средств от приватизации госимущества выполнен на 9,5%, в 2010 г. - на 17,2%.
В своей деятельности фонд и до сих пор руководствуется принятым в 1992 г. Временным положением, отдельные нормы которого противоречат Бюджетному кодексу. Законопроект о ФГИУ, которым предусмотрено закрепление функций и системы органов ФГИУ, подавался на рассмотрение правительства и утверждения Верховной Раде семь раз, однако до настоящего времени не принят.
Коллегия отметила, что Государственная программа приватизации на 2000-2002 гг., которая и сегодня регламентирует работу ФГИУ, устаревшая и содержит нормы, противоречащие действующему законодательству. И хотя, начиная с 2002 г. фонд подготовил и внес в Кабинет Министров восемь редакций проектов новой программы вместе с проектами необходимых изменений в законы о вопросах приватизации, ни один из них не был принят.
В докладе Коллегии Счетной палаты говорится, что в конце прошлого года было создано еще одно препятствие для работы ФГИУ - у него начали отбирать функции, выполнение которых именно фондом имеет общегосударственное значение. В рамках оптимизации системы центральных органов исполнительной власти образовано Государственное агентство Украины по управлению государственными корпоративными правами и имуществом, на которое возложены функции формирования и ведения Единого реестра объектов государственной собственности и Реестра корпоративных прав государства, а также их распорядителя. Однако, как отметили аудиторы, согласно закону об управлении объектами государственной собственности, эти функции должен выполнять ФГИУ.
Коллегия Счетной палаты отметила, что дублирование функций фонда и агентства недопустимо, поскольку будет невозможно качественно и в полной мере выполнять управленческие функции в сфере государственного имущества.