РЖД запретили российским перевозчикам, а также транзитным операторам из стран СНГ и Грузии отправлять в союзную Белоруссию пустые полувагоны. В самой монополии это объясняют избытком иностранного парка на местных железных дорогах.
Операторы уверены, что РЖД преследовали другую цель: они хотят прекратить отток своих клиентов в вагоноремонтные депо Белоруссии.
В распоряжении РБК daily оказалась телеграмма РЖД, запрещающая с 19 апреля пропускать на станции Белорусской железной дороги все порожние полувагоны российских собственников, а также из стран СНГ и Грузии. Из документа также следует, что запрет носит бессрочный характер, но может быть отменен в любое время специальной телеграммой РЖД.
В РЖД пояснили: запрет введен по обращению Белорусских железных дорог (БЖД).
"Все дело в избытке иностранных вагонов в Белоруссии: при норме 4320 вагонов там находятся на 40% больше - 6776", - добавили в монополии. При этом в компании отметили, что запрет касается всех порожних вагонов, включая и тех, кто направлялся в соседнее государство на ремонт, а также следовал транзитом.
"Мы вынуждены были принять меры и в отношении подвижного состава из других стран, ведь, если белорусы откажутся их принимать, они скопятся на наших границах", - объяснил сотрудник РЖД.
Источник в одной крупной операторской компании сообщил РБК daily, что таким образом белорусская компания надеется загрузить свой собственный парк, испытывающий конкуренцию, в том числе и со стороны россиян. Другой собеседник РБК daily среди собственников вагонов утверждает: это очень выгодное для РЖД решение и вызвано оно оттоком клиентов вагоноремонтных "дочек" монополии - ВРК1, ВРК2 и ВРК3 - в белорусские депо. Услуги белорусских компаний стоят на 20-30% дешевле, к тому же структуры РЖД довольно часто навязывают невыгодные условия, требуют вносить предоплату и могут забраковать детали без возможности их дальнейшего использования, делится собеседник.
Белоруссия не пользуется таким огромным спросом у российских операторов, чтобы специально возить туда вагоны на ремонт, разве что попутно после отгрузки, возражает представитель одной лизинговой компании.
Напомним, что в начале апреля РЖД запретили погрузку вагонов, которым остается менее 30 дней или 10 тыс. км пробега до ремонта.
Читайте также: КСЗ снова может поставлять продукцию в Россию