Рост добычи собственной нефти позволил США пересмотреть свою политику на Ближнем Востоке
Через 40 лет после того, как эмбарго арабских стран на поставки нефти потрясло американскую экономику, стремительный рост добычи в США позволил стране приблизиться к долгожданной энергетической независимости и пересмотреть свои цели и роль на Ближнем Востоке, пишет Reuters.
17 октября 1973 года ОПЕК объявила эмбарго на продажу нефти США и любой другой стране, поддерживающей Израиль в "войне Судного дня". Такое использование нефти в качестве дипломатического оружия вызвало у США желание дистанцироваться от Ближнего Востока и его проблем.
Но это вряд ли произойдет в ближайшее время, считают бывшие и нынешние американские политики. У Вашингтона слишком много интересов в регионе: от поддержки союзников, например Израиля, до борьбы с исламскими боевиками. Однако США теперь меньше зависят от ближневосточной нефти и, по словам бывших и нынешних политиков, вряд ли в будущем захотят усиливать военное присутствие в регионе.
Кроме этого, стране придется искать пути сотрудничества на Ближнем Востоке с голодным до нефти Китаем, а отношения с Саудовской Аравией, длительное время основанные на поставках нефти, ухудшились из-за разногласий по поводу Ирана, Сирии и Египта и могут стать еще более напряженными.
В течение многих десятилетий после объявленного ОПЕК эмбарго, на Ближнем Востоке или в отношении ближневосточных кризисов было невозможно планировать что-либо без учета аспектов нефтяного рынка, сказал Генри Киссинджер, занимавший пост госсекретаря США во время нефтяного кризиса 1973 года. "Но сейчас ситуация резко меняется в связи с, нельзя сказать самодостаточностью, но сокращением разницы между спросом и предложением в Северной Америке, что имеет огромные стратегические последствия", - сказал Киссинджер на конференции, организованной группой "Обеспечим Америке энергетическое будущее".
За счет роста добычи нефти и газа с использованием технологии гидроразрыва пласта, или фрекинга, США с каждым месяцем все меньше зависят от поставок энергоносителей с Ближнего Востока. По мнению нескольких аналитиков, страна может начать полностью обеспечивать себя энергоносителями к 2020 году, и уже началось обсуждение возможности снятия фактического запрета на экспорт нефти.
Усиление роли США как энергетической державы сопровождается изменениями во внешней политике. В прошлом году, например, США и их европейские союзники объявили частичный бойкот иранской нефти, чтобы заставить Иран вернуться к обсуждению его ядерной программы. Санкции против Ирана вызвали сокращение поставок нефти на мировой рынок примерно на 1 миллион баррелей в сутки, однако это не привело к росту цен вопреки многочисленным предсказаниям. Рост добычи нефти в США и других странах "очень помогли нам в переговорах" с потенциальными партнерами, признался высокопоставленный чиновник Госдепартамента.
Не желая вновь вступать в войну после многолетних дорогостоящих конфликтов в Ираке и Афганистане, США с осторожностью вмешиваются в новые конфликты, например в Сирии или богатой нефтью Ливии во время гражданской войны 2011 года.
Производство нефти в США помогло сдержать рост цен, вызванный перебоями в поставках из Ливии, и снизить давление на США с требованием вмешаться в конфликт, говорят чиновники и аналитики. По словам адмирала в отставке Денниса Блейра, бывшего директора Национальной разведки, рост добычи в США позволяет стране перебросить часть военного контингента с Ближнего Востока "за горизонт", где эти силы можно будет применить в кризисной ситуации.
Не вдаваясь в подробности, Блейр сказал, что это станет возвращением к традиционной оборонной доктрине США, существовавшей до расширения военного присутствия в регионе, начавшегося с крупной операции по сопровождению нефтяных танкеров в Персидском заливе в 1980-е годы и продолжившегося в ходе двух войн с Ираком.
Американские политики все чаще подчеркивают как публично, так и в частных беседах, что США не планируют уход с Ближнего Востока или переход к изоляционизму. "Сокращение импорта энергоносителей не означает, что США могут или должны отделить себя от Ближнего Востока или остального мира", - сказал в апреле бывший тогда советником Белого дома по национальной безопасности Том Донилон. "У нас есть ряд постоянных интересов национальной безопасности в регионе", - сказал Донилон, приведя в качестве примера безопасность Израиля, борьбу с терроризмом и "исторически стабилизирующую роль в защите союзников и партнеров в регионе".
США - единственная страна, которой удалось усадить Израиль и Палестину за стол переговоров; кроме того, США предоставляют гарантии безопасности Саудовской Аравии и другим странам Персидского залива. При этом Америка продолжает испытывать влияние мирового рынка нефти и мировых цен, так как Саудовская Аравия остается важнейшим производителем, имеющим потенциал повышения добычи в случае неожиданных проблем снабжения.
В февральском докладе Citigroup говорится, что странам Персидского залива по-прежнему будут нужны американские гарантии безопасности, особенно после революций в ходе "арабской весны". Банк предупредил о возможности новых осложнений между США и недемократическими правительствами Ближнего Востока и других регионов в связи с изменением баланса на энергетическом рынке.
В ближайшие годы США, вероятно, придется вступить в неудобный, или даже напряженный, геополитический союз с Китаем на Ближнем Востоке, который станет проверкой готовности Америки разделять ответственность и влияние. Китай наращивает импорт нефти и, по мнению аналитической фирмы Wood Mackenzie, станет вместо США крупнейшим в мире импортером топлива в 2017 году. В конце концов США, возможно, придется обеспечивать безопасность поставок энергоносителей в Китай путем патрулирования Ормузского пролива. Дело в том, что Вашингтон заинтересован в удовлетворении энергетических потребностей Китая, но не хочет терять статус наиболее влиятельного иностранного государства на Ближнем Востоке, считают аналитики энергетического рынка.