В России разрабатывается программа утилизации вагонов, для финансирования которой может быть введен специальный сбор с импортеров этой продукции. Если данная инициатива будет одобрена, сообщает "Коммерсант-Украина", это угрожает ограничением доступа на рынок для украинских компаний, 75% продукции которых экспортируется именно в Россию.
О том, что в 2013 г. в России может быть запущена программа утилизации грузовых вагонов, изданию рассказали в российской НПК "Уралвагонзавод" (УВЗ). "Корпорация вышла с этой инициативой, поскольку количество старых грузовых вагонов всех типов, срок службы которых превышает нормативный, составляет около 200 тыс. штук, то есть порядка 15% от всего парка", - пояснил заместитель генерального директора УВЗ по железнодорожной технике Андрей Шленский. По его словам, в разработке программы участвуют крупнейшие железнодорожные операторы - "Первая грузовая компания" и "Вторая грузовая компания".
"После того как предложения от всех участников рынка будут сформированы, они будут направлены в профильные министерства - Минпромторг и Минтранс, принципиально они эту идею поддерживают",- сообщил Шленский. Исполнительный директор "Объединения вагоностроителей" Василий Варенов в беседе с изданием уточнил, что партнерство готовит свои предложения по программе утилизации и "в ближайшее время направит их в правительство". В Минпромторге подтвердили, что идея запуска программы "обсуждается".
Предполагается, что железнодорожные операторы за каждый старый утилизированный вагон получат из бюджета "утилизационный грант", который будет направлен на закупку нового вагона. "Операторы предлагают грант на уровне 10-15% от стоимости вагона, производители считают, что он должен быть примерно 5-10%" ,- рассказывает Шленский. В качестве одной из схем рассматривается финансирование закупок новых вагонов "государственными банками по лизинговой схеме", грант и деньги, вырученные от утилизации, станут первоначальным взносом операторов.
Источник издания на рынке говорит, что обсуждается и возможность введения утилизационного сбора для импортируемых вагонов. Сбор на вагоны должен в первую очередь ограничить ввоз техники с Украины (в УВЗ не раз утверждали, что это необходимо сделать из-за низкого качества украинских вагонов). Импортерам придется уплачивать его при поставке вагона, тогда как российские производители будут давать лишь гарантийные обязательства утилизации вагонов по истечении их нормативного срока эксплуатации. Варенов подтвердил, что вариант введения сбора "рассматривается".
Напомним, после аварии на Дальнем Востоке в начале февраля РФ запретила поставки вагонов из украинского литья предприятия "Азовмаш".