Россия недостаточно использует свой потенциал торговли с Китаем и Индией, - Всемирный банк
Россия недостаточно использует свой потенциал торговли с Китаем и Индией, а также с некоторыми странами G8, включая США, Италию и Германию, считает Всемирный банк. Как отмечается в кратком обзоре банка "Диверсификация экспорта путем развития конкуренции и инноваций", число стран, с которыми Россия, по-видимому, ведет недостаточно активную торговлю, увеличивается, если из модели исключить нефтегазовую отрасль. Так, несмотря на увеличение удельного веса Китая в мировой торговле, доля экспорта в Китай в общем российском экспорте в 1998-2008гг. практически не изменилась и осталась на уровне 4-5%. Этот результат позволяет предположить целесообразность исследования других возможностей для диверсификации экспорта в России.
По мнению экспертов Всемирного банка, расширение узкой экспортной базы экономики России, по-видимому, потребует решения вопросов, определяющих относительно невысокий уровень внутренней конкуренции. Относительно высокий уровень преобладания в экономике государственных предприятий, как считают в банке, ослабляет здоровую конкуренцию. По имеющимся у Всемирного банка данным, под контролем федеральных, региональных или муниципальных властей находится, как минимум, одно предприятие в 16 из 19 проанализированных секторов. Это довольно высокий показатель по сравнению со средним показателем в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), где в характерной для стран-членов экономике участие государства зафиксировано лишь в девяти из тех же самых секторов, отмечается в обзоре.
Кроме того, происходит деформация экономики за счет большой доли госсобственности, так как при предоставлении госпомощи предпочтение отдается более крупным, давно работающим компаниям с низкой производительностью. Как отмечают во Всемирном банке, государственная помощь зачастую неравномерно распределяется между регионами, секторами и предприятиями. Условия конкуренции на внутренних рынках также зависят от мер, принимаемых региональными властями.
В обзоре Всемирного банка отмечается, что российским экспортерам трудно не только выйти на внешние рынки, но и удержаться на них. В период с 1999г. по 2009г. экспортные отношения смогли сохраниться в течение более двух лет только в 57% всех случаев выхода российских предприятий на внешние рынки. Для Китая, например, коэффициент "выживания" экспорта превышает 70%. Показатели Бразилии и Индии также лучше, чем у России (но хуже, чем в Китае).
Вероятность того, что российские экспортеры смогут сохранить отношения со своими контрагентами в течение 5 лет, по оценке Всемирного банка, составляет 22%. При этом в обзоре указывается, что коэффициенты "выживания" экспорта в других странах БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) гораздо выше.
Соответствующий результат, по мнению экспертов Всемирного банка, указывает на то, что в российской стратегии диверсификации экспорта особое внимание, вероятно, следует уделять факторам, влияющим на "выживание" экспорта продукции, выходящей за рамки традиционного набора природных ресурсоемких товаров.