Большой адронный коллайдер выключил свои разгонные блоки в рамках подготовки к ремонту, который продлится два года. БАК, находящийся в Европейском центре ядерных исследований (ЦЕРН) в Швейцарии - прославился в первую очередь тем, что с его помощью в конце 2012 года были получены доказательства существования бозона Хиггса.
Большой адронный коллайдер (БАК) выключил свои разгонные блоки в рамках подготовки к ремонту, который продлится два года. Об этом сообщает ВВС.
БАК, находящийся в Европейском центре ядерных исследований (ЦЕРН) в Швейцарии - прославился в первую очередь тем, что с его помощью в конце 2012 года были получены доказательства существования бозона Хиггса.
Однако этот ускоритель никогда не работал на полную свою мощность из-за технических дефектов, обнаруженных вскоре после его первого включения.
Ремонтные работы, которые продлятся до конца 2014 года, должны вывести коллайдер на проектную мощность.
1734 электромагнита ускорителя были выключены утром в четверг, но только к утру в субботу они нагреются до комнатной температуры, что позволит приступить к их инспекции.
Читайте также: Физики ЦЕРН объявили массу новооткрытой элементарной частицы - бозона
Именно тогда начнется беспрецедентный период модернизации БАК, который уже получил обозначение "Долгий ремонт-1".
Планируется увеличить энергию столкновения протонов с нынешних 8 ТэВ до 13-14 ТэВ и установить дополнительное оборудование на детекторах ALICE, ATLAS, CMS, LHCb.
"Мы успешно работали с ускорителем, но только на половинной энергии, так как электромагниты могут справиться только с половиной подаваемого на них проектного напряжения", - сообщил Тони Уайдберг, физик из Оксфордского университета, который работает с детектором ATLAS.
В сентябре 2008 года в ходе испытаний магнитной системы произошла авария, в результате которой БАК вышел из строя. Один из электрических контактов между сверхпроводящими магнитами расплавился под действием возникшей из-за увеличения силы тока электрической дуги, которая пробила изоляцию гелиевой системы охлаждения.
Читайте также: Ученые заявляют о возможном обнаружении "частицы Бога"
Это привело к деформации конструкций, загрязнению внутренней поверхности вакуумной трубы частичками металла, а также выбросу около 6 тонн жидкого гелия в туннель протяженностью 27 км. Ремонт коллайдера занял остаток 2008-го и большую часть 2009 года.
"После этой аварии наш план состоял в том, чтобы продолжить исследования, а затем закрыть коллайдер на длительный ремонт для восстановления электрических контактов и общей модернизации", - заявил Тони Уайдберг.
Помимо установки нового оборудования на всех четырех детекторах ускорителя, модернизации подвергнется система вентиляции туннеля.
В конце 2014 года начнутся испытания модернизированного ускорителя, после чего эксперименты на нем возобновятся в феврале или марте 2015 года.
Большой адронный коллайдер - ускоритель заряженных частиц на встречных пучках, предназначенный для разгона протонов и тяжёлых ионов (ионов свинца) и изучения продуктов их соударений. Коллайдер построен в научно-исследовательском центре Европейского центра ядерных исследований на границе Швейцарии и Франции, недалеко от Женевы. БАК является самой крупной экспериментальной установкой в мире