Валентин Гладких, кандидат философских наук, политический аналитик, специально для РБК-Украина
С тех пор как загадочные "зеленые человечки", вооруженные новейшим российским оружием, неожиданно появились в ряде городов Луганской и Донецкой областей, начав вызывающе атаковать местные отделения милиции и захватывать административные здания, нагнетая и без того взрывоопасную атмосферу, традиционные представители Партии регионов и КПУ вслед за МИД РФ заявили, что указанные выше действия по сути являются не чем иным, как "справедливой и адекватной реакцией на силовой, преступный захват власти евромайдановцами и циничное игнорирование ими мнения жителей Юго-Восточной Украины".
Петр Симоненко, Александр Ефремов, Михаил Добкин, Олег Царев, Сергей Тигипко, Анна Герман и другие рупоры "сепаратистов" не устают повторять тезис о необходимости слышать и уважать волю жителей юго-восточных областей Украины. Четко артикулировал свою позицию относительно последних событий в Донецке и Луганске и Ринат Ахметов, которого небезосновательно называют "некоронованным королем Донбасса". В частности, он заверил "протестующих" в своей готовности "делать все возможное, чтобы голос Донбасса был услышан. Чтобы Донбасс уважали". В то же время все участники процесса высказались за мирное урегулирование конфликта путем переговоров.
Безусловно, в демократическом и правовом государстве, которое стремится стать полноценным членом Европейского Союза, должен быть услышан каждый голос, причем голос не только отдельных регионов, но и даже конкретных людей. Более того, в современном цивилизованном мире все конфликтные вопросы должны решаться путем переговоров, а не насилием, будь то со стороны государства или со стороны "протестующих". Учитывая это, не стоит подменять многоголосие, которое на самом деле звучит на Донбассе, голосами Ефремова и Ахметова или громкоговорителями Владимира Путина. Так же как не стоит подменять понятия, называя "язык угроз и ультиматумов" вполне закономерной и правомерной борьбой властей против терроризма - диверсантов из соседнего государства и представителей местных организованных преступных групп, действия которых направлены не на поиск компромиссов, а на дестабилизацию ситуации в стране.
Учитывая указанное выше, необходимо четко осознавать, какие именно переговоры надо проводить для выхода из кризиса - прежде всего с кем и для чего.
К большому сожалению, за все время противостояния на Донбассе так называемые "сепаратисты" не сумели четко сформулировать свои требования. Более того, даже в среде "сепаратисто-федералистов" требования очень разнятся: начиная от самых радикальных, как то создание суверенной Донецкой республики и полного выхода из состава Украины или вхождение в состав Российской Федерации и заканчивая весьма умеренными: как сделать русский язык вторым государственным или предоставить больше полномочий регионам. Единственное, в чем требования "сепаратисто-федералистов" совпадают, - это проведение референдума.
Однако, к сожалению, совершенно не понятно, какой именно референдум и по какому вопросу необходимо проводить.
Допустим, власть будет готова пойти навстречу даже самым радикальным требованиям самого радикального крыла "сепаратистов", которые требуют выхода Донбасса из состава Украины. Несмотря на то, что подобные требования "сепаратистов" прямо нарушают нормы Конституции Украины и содержат признаки преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Украины, идею проведения такого референдума в качестве варианта выхода из нынешней критической ситуации высказывают не только "радикальные сепаратисты", но и некоторые эксперты, по мнению которых дешевле и эффективнее дать возможность жителям Донбасса самостоятельно определить собственное будущее, чем силой заставлять их "полюбить Украину".
Более того, звучат мнения, что украинской власти, на самом деле, лучше самостоятельно организовать и провести референдум, чем позволить это сделать "зеленым человечкам", которые уже продемонстрировали свою ловкость в проведении подобных "волеизъявлений народа" на территории Крыма. В этом случае Украина может рассчитывать на участие международных посредников и наблюдателей, которые могли бы взять на себя ответственность за прозрачное проведение референдума и гарантировать обеспечение имплементации его результатов (конечно, если после аннексии Крыма Российской Федерацией еще можно говорить о каких-либо международных гарантиях).
Надо также отметить, что подобные референдумы проводились и признавались международным сообществом. Наконец, не стоит забывать, что и сама Украина получила независимость в результате Всеукраинского референдума, который проводился 1 декабря 1991 года. Более того, принимая во внимание результаты социологических исследований, согласно которым идею выхода Донбасса из состава Украины поддерживает не более 10% его жителей, проведение такого референдума могло бы быть даже желательным для украинской власти для того, чтобы окончательно прекратить спекуляции вокруг центробежных, сепаратистских тенденций на Донбассе.
Как бы там ни было, нравится нам это или нет, но категорически отвергать гипотетическую возможность проведения такого референдума на Донбассе не приходится. Однако в таком случае придется не только создать нормативно-правовые основания для проведения подобного референдума (поскольку действующее законодательство Украины не позволяет проведение референдумов о выходе из состава Украины и ее отдельных территорий), но и достичь дипломатических договоренностей относительно обеспечения имплементации результатов референдума.
Между тем, кто может дать гарантии, что "зеленые человечки", которые сейчас демонстративно пренебрегают результатами Всеукраинского референдума 1991 года, на котором абсолютное большинство жителей Луганской и Донецкой областей поддержали создание независимой Украины, уважать результаты другого, теперь уже проведенного на Донбассе референдума? Где гарантия, что через год-два эти самые "зеленые человечки" не потребуют нового референдума? Поэтому проведение такого референдума может создать перманентную угрозу не только для территориальной целостности Украины, но и для ее государственности и суверенитета в целом.
Между прочим, все потенциальные угрозы проведения подобных референдумов прекрасно понимают даже такие развитые и демократические государства, как Испания, которая не спешит обеспечивать право на самоопределение ни баскам, ни каталонцам, которые по формальным критериям имеют куда больше оснований для такого самоопределения, чем жители Донбасса.
Следовательно, проведение референдума о выходе Донбасса из состава Украины следует рассматривать лишь как крайний вариант выхода из ситуации, когда остальные возможности решить проблему мирным путем будут исчерпаны. В конце концов, даже в худшем случае политико-правовой путь "цивилизованного развода" по примеру Чехии и Словакии значительно более привлекателен, чем вариант "боснийских войн".
Под остальными возможностями решить проблему мирным путем следует считать поиск компромисса относительно административно-территориального устройства Украины и установления нового баланса между полномочиями центра и регионов. Собственно говоря, умеренное крыло "сепаратисто-федералистов" требует как раз этого: федеративное устройство и второй государственный язык - русский. Безусловно, такое требование не может рассматриваться как противозаконное, более того, оно может быть в полной мере удовлетворено путем проведения референдума. Правовые основания для проведения такого референдума определяются Конституцией Украины и Законом Украины "О всеукраинском референдуме".
Однако лично у меня есть большие сомнения, что "зеленые человечки" и те, кто так упорно хочет заставить власть услышать голос Донбасса, захватывая с оружием в руках административные здания (вместо того, чтобы придерживаться процессуальных требований упомянутого выше закона и собирать подписи), позже признают и смирятся с результатам Всеукраинского референдума по территориально-административному устройству Украины, государственному языку, внешнеполитической ориентации и т.п., поскольку, как убедительно показывают социологические опросы, абсолютное большинство граждан Украины поддерживает унитарное устройство, единый государственный язык и курс на евроатлантическую интеграцию.
Следовательно, надо осознать, что проведение любого референдума не даст украинскому обществу ни возможность найти консенсус, ни достичь компромисса. Для этого существуют другие политико-правовые механизмы.
А "голос Донбасса", на самом деле, было бы лучше слышно, если бы он не был искажен и усилен громкоговорителями Ефремова, Ахметова, Симоненко, Царева и других. И этот "голос Донбасса" будут уважать и ценить не меньше, чем любой другой голос, как только "громкоговорители" перестанут пытаться перекрикивать общеукраинский хор.