Для развития украинской нефтеперерабатывающей отрасли государству необходимо уделить первоочередное внимание ее защите от недобросовестной конкуренции - контрабанды и фальсификата, а также ужесточить стандарты качества нефтепродуктов. В то же время ограждение украинских НПЗ от внешнего мира забором из пошлин или квот не только не решит их ключевую проблему, но и приведет к росту цен и недовольству потребителей. Об этом заявил президент Ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины», в которую входят крупнейшие участники топливного рынка страны Леонид Косянчук.
«Главными врагами украинской нефтепереработки являются безналоговый, а не легальный, импорт, и фальсификат, который также не содержит в себе налоговой нагрузки. Залог успешной работы украинских НПЗ - в создании цивилизованного рынка, от чего выиграют все: и государство, и бизнес, и потребитель», - считает глава отраслевого объединения.
Еще одним мощным рычагом положительного воздействия в Ассоциации считают отмену старых стандартов качества нефтепродуктов, которые продолжают действовать параллельно с новыми требованиями.
«Ведущие НПЗ - в Кременчуге и Лисичанске - инвестировали средства в модернизацию, чтобы выйти на новый уровень качества Евро-4. И отказ оградить их от конкуренции с более дешевым топливом Евро-2 является признаком непоследовательности государства. Поэтому не удивительно, что инвестировать в переход на Евро-5 уже никто не торопится, требуя от государства гарантий защиты вложений, - говорит Косянчук. - Если же будет реализована инициатива Министерства инфраструктуры упразднить дифференциальные ставки акциза на ДТ в зависимости от качества с одновременным продлением устаревших стандартов, то мотивация реконструировать нефтеперерабатывающие мощности Украины и вовсе исчезнет».
Глава объединения напомнил, что Минэнергоугля переносит отмену старых стандартов, действующих с 2007 г., и недавно выразило намерение продлить их и в 2012 г. Свое решение чиновники объясняют неготовностью перейти на новые стандарты государственного Шебелинского газоперерабатывающего завода, входящего в состав дочерней компании «Укргаздобыча» НАК «Нафтогаз Украины».
«На долю этого производителя приходятся менее 5% национального топливного баланса, почему под них должны подстраиваться остальные 95% рынка и страдать 100% потребителей?» - отметил Косянчук, подчеркнув, что в качестве исключения на продукцию Шебелинского ГПЗ можно разработать технические условия.
В то же время в объединении не склонны драматизировать ситуацию вокруг модернизации украинских НПЗ.
«Упадок нефтеперерабатывающей отрасли - полностью на совести владельцев НПЗ, которые приобрели свои предприятия за бесценок и упустили время для их развития, несмотря на благоприятный режим поставок нефти из России и тесную опеку государства вплоть до 2005 г. Почему за эти ошибки в инвестиционной политике теперь должен расплачиваться украинский автомобилист, которому предлагают помочь нефтеперерабатывающим компаниям через повышение цен на топливо?» - отмечает ассоциация.
Для стимулирования развития нефтепереработки правительству и нефтеперерабатывающим компаниям необходимо разработать и подписать детальный комплекс обязательств, вплоть до графика строительства каждой установки, как это сделано в России, и предусмотреть санкции за невыполнение программы. Со своей стороны государство должно гарантировать надлежащий приграничный и таможенный контроль, возобновление программы контроля качества топлива на нефтебазах и АЗС и благоприятный налоговый режим, касающийся ввоза специфического оборудования для модернизации.