Украина и Россия готовятся к новому торговому противостоянию. И хотя главный фронт в борьбе двух стран будет лежать в газовой сфере, немало скандалов стоит ожидать и в двусторонней торговле товарами. Ожидаемый торговый конфликт уже был анонсирован российским правительством.
Юрий Панченко, экономический журналист, специально для РБК-Украина
Украина и Россия готовятся к новому торговому противостоянию. И хотя главный фронт в борьбе двух стран будет лежать в газовой сфере, немало скандалов стоит ожидать и в двусторонней торговле товарами. Ожидаемый торговый конфликт уже был анонсирован российским правительством.
Как заявил в пятницу премьер РФ Дмитрий Медведев, Россия примет "жесткие меры" по защите своего аграрного рынка в случае выхода Украины из СНГ или подписания Договора об ассоциации с Евросоюзом. "Если наши украинские партнеры либо выйдут из СНГ, либо подпишут договор об ассоциации с ЕС, а их нынешние руководители об этом говорят, нам придется пересмотреть условия сотрудничества в области аграрного бизнеса и принять меры по защите российского аграрного рынка в рамках ВТО", - заявил Дмитрий Медведев. "Это жесткое решение, но нам придется на это пойти", - подчеркнул он.
Вопрос введения торговых ограничений для украинского экспорта был одним из главных аргументов российских властей в прошлом году. Именно эта угроза, а также фактическая блокада украинского экспорта в августе, и стала причиной резкой смены курса предыдущей украинской власти.
В настоящее время торговые взаимоотношения Украины и России регламентируются Договором о создании зоны свободной торговли в рамках СНГ, вступившем в силу 20 сентября 2012 года. Этот многосторонний документ заменил ряд двусторонних соглашений, заключенных еще в 1990-х годах. В настоящее время, помимо Украины и России, его ратифицировали Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Молдавия.
Украина изначально была одним из инициаторов этого соглашения - во многостороннем документе гораздо проще добиться гарантий выполнения его норм, чем в двустороннем. В частности, России гораздо сложнее разорвать это соглашение - исключить из него Украину можно лишь в виде выхода всех участников из режима свободной торговли.
Однако при подписании документа в 2011 году в него был внесен ряд несогласованных позиций, существенно снизивших его привлекательность для Украины. В первую очередь речь идет о Приложении №6. Согласно этому приложению, участники Таможенного союза имеют право в одностороннем порядке вводить дополнительные пошлины в отношении импорта из страны-участника соглашения, если эта страна заключила договор о зоне свободной торговли с третьей стороной, результатом чего стал резкий рост импорта в страны Таможенного союза.
С самого начала было понятно, что эта норма направлена на срыв подготовки Украиной и Молдавией Соглашения об ассоциации с ЕС. При этом ранее украинские чиновники заявляли, что наличие протокола №6 некритично для украинско-российских торговых связей. В частности, по их оценке, для введения новых пошлин Таможенный союз должен сначала доказать факт "резкого роста импорта", доказав, что он был вызван именно созданием режима свободной торговли с третьей стороной. Однако в России с такой трактовкой не соглашаются, заявляя, что приложение позволяет вводить новые ограничения без предварительных консультаций.
Таким образом, Россия может в одностороннем порядке повысить пошлины на любые украинские товары до уровня, определенного условиями своего членства во Всемирной торговой организации. Впрочем, для этого необходимо подписание Украиной договора о ЗСТ с Евросоюзом. В политической части Договора об ассоциации, подписанного сторонами в прошлом месяце, этот режим отсутствует. Украина и ЕС договорились подписать и ратифицировать экономическую часть соглашения лишь после президентских выборов. Тем самым, в ближайшие полтора-два месяца оснований для пересмотра ставок для украинского экспорта у России не будет.
Более того, Украина защитила себя от такой угрозы как минимум до конца текущего года. Это было достигнуто благодаря решению ЕС об одностороннем открытии своего рынка для украинского экспорта. Это решение должно вступить в силу с середины июня и действовать до 1 ноября нынешнего года. Такая поддержка со стороны ЕС, по оценкам украинских чиновников, позволит увеличить в нынешнем году объемы экспорта в Евросоюз на 400-500 млн евро. Одновременно украинский рынок остается защищенным от европейского импорта, предоставляя отечественным компаниям срок на подготовку к ужесточению конкуренции.
Подобный вариант либерализации торговли был украинской инициативой. Помимо поддержки украинского экспорта, одностороннее открытие европейского рынка не дает России возможности для применения норм приложения №6. Именно поэтому не исключен вариант, что и после 1 ноября такой режим будет сохранен.
В такой ситуации в распоряжении России остаются многочисленные нетарифные барьеры. Речь идет о несоответствии украинской продукции техническим регламентам Таможенного союза, обнаружении вредных примесей либо же несоответствия заявленной рецептуре. Этот прием и раньше активно применялся Москвой, сделав нарицательным фамилию бывшего главного государственного санитарного врача России Геннадия Онищенко.
Нынешние действия Украины, похоже, лишь провоцируют Россию к применению этого опробованного инструмента. Так, в украинской Госпотребинспекции на прошлой неделе уже заявили, что сыр, шоколад и рыбопродукты из России не соответствуют требованиям украинских законов "О безопасности и качестве пищевых продуктов", "О защите прав потребителей", а также нормам Технического регламента относительно правил маркировки пищевых продуктов. До сих пор украинские чиновники избегали подобных обвинений, опасаясь, что введение ограничений, пускай даже и обоснованных, приведет к зеркальным мерам в России в отношении украинского экспорта. А учитывая, что объемы продуктового экспорта из Украины в Россию в среднем вдвое выше, чем российского импорта, то потери отечественных товаропроизводителей могут стать гораздо большими, чем у российского бизнеса.
Впрочем, пассивность украинских властей до сих пор пояснялась нежеланиям выносить торговые споры с Россией на рассмотрение международных инстанций. Новые власти такого комплекса, очевидно, лишены, а значит - в случае ограничений со стороны России могут обратиться в орган ВТО по решению споров. "У нас есть уверенность, что наши замечания к российской продукции обоснованы, а наш экспорт, наоборот - полностью соответствует стандартам Таможенного союза. В такой ситуации мы можем рассчитывать на позитивный вердикт ВТО", - неофициально отмечает высокопоставленный украинский чиновник. Недостатком такого варианта решения торгового спора являются сроки - арбитраж ВТО занимает не менее года. Однако, по словам чиновника, позитивный для Украины результат ослабит позицию России в новых подобных спорах, появление которых в ближайшие годы в украинском правительстве считают неизбежным.