Рада с трех попыток не смогла ввести специальное уголовное производство за преступления против нацбезопасности
Народные депутаты Украины с трех попыток не смогли поддержать во втором чтении и в целом законопроект № 4448а "О внесении изменений в Уголовный и Уголовный процессуальный кодексов Украины относительно неотвратимости наказания за отдельные преступления против основ национальной безопасности, общественной безопасности и коррупционные преступления. За соответствующее решение проголосовали лишь 211 нардепов при минимально необходимых 226 депутатов.
Во время первого возвращения к рассмотрению этого законопроекта, его поддержали лишь 217 нардепов, во время второго - 222.
Согласно пояснительной записке, законопроект предусматривает, что в отношении подозреваемого (обвиняемого), который скрывается от органов следствия и суда с целью уклонения от уголовной ответственности, если он находится за пределами Украины, будет осуществляться при обязательном участии защитника специальное уголовное производство.
Возможность специального уголовного производства будет касаться преступлений против основ национальной безопасности Украины и преступлений против мира, безопасности человечества и международного правопорядка, предусмотренных разделами I и ХХ Особой части Уголовного кодекса Украины, умышленных убийств (статьи 115, 116, 118, 348, 379, 400 УК), преступлений, связанных с террористической деятельностью (статьи 258, 2581, 2582, 2583, 2584, 2585 УК), и коррупционных преступлений (статьи 191, 364, 3641, 365, 3652, 368, 3682, 3683, 3684, 369, 3692, 370 УК).
При этом для преступлений, связанных с террористической деятельностью (статьи 258, 2581, 2582, 2583, 2584, 2585 УК), а также для таких преступлений, как легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и нападение на объекты, на которых имеются предметы, представляющие повышенную опасность для окружения (статьи 209 и 261 УК), предполагается установить альтернативную подследственность, что позволит осуществлять их расследования следователями того органа, который начал досудебное расследование.
Также устанавливается, что к подозреваемым (обвиняемым) в совершении преступлений против основ национальной безопасности Украины, преступлений, связанных с террористической деятельностью, и некоторых других преступлений против общественной безопасности (статьи 260 и 261 УК), будет применяться мера пресечения исключительно в виде содержания под стражей.
Специальное досудебное расследование будет осуществляться на основании постановления следственного судьи, а судебное производство - определения суда. Право обращаться к следственному судье, суда будет иметь следователь по согласованию с прокурором или прокурор.
Обвиняемому, в отношении которого судом вынесен приговор по результатам специального уголовного судопроизводства, обеспечивается право на апелляционное обжалование, а в случае пропуска срока для подачи апелляционной жалобы при условии предоставления обвиняемым подтверждение наличия уважительных причин (обстоятельств непреодолимой силы, отсутствие лица в месте жительства в течение длительного времени вследствие командировки, путешествия и т.д.).
При осуществлении специального судебного производства информация о процессуальных документах, подлежащих вручению подозреваемому (обвиняемому), и повестки о его вызове обязательно будут публиковаться в средствах массовой информации общегосударственной сферы распространения. С опубликованием повестки о вызове подозреваемый (обвиняемый) будет считаться надлежащим образом ознакомленным с ее содержанием.
Печатный орган, в котором будет осуществляться опубликование таких сведений и повесток, а также порядок опубликования будет определяться Кабинетом министров Украины.
Также проектом закона предлагается предусмотреть дополнительное наказание в виде конфискации имущества за преступления против национальной безопасности Украины (статьи 109, 110, 111, 112, 114 УК), преступления, связанные с террористической деятельностью (статьи 258 - 2584 УК), и некоторые другие преступления против общественной безопасности (статьи 260, 261 УК).
Напомним, 14 августа 2014 г. нардепы поддержали этот законопроект в первом чтении. Тогда за него проголосовали 235 нардепов.