Народные депутаты поддержали во втором чтении и в целом законопроект № 2250 "О рынке природного газа". За соответствующее решение проголосовали 290 нардепов при 226 минимально необходимых.
Во время рассмотрения нардепы отклонили поправку внефракционного народного депутата, члена партии "Свобода" Юрия Левченко, согласно которой запрещается приватизация украинской ГТС частным инвестором.
Вместе с тем народные депутаты поддержали поправку № 213 депутат народного депутата из фракции "Народный фронт" Александра Ксенжука, согласно которой газораспределительные системы, собственником которых является государство, не могут находиться в пользовании оператора газораспределительной системы на праве хозяйственного ведения, кроме случаев принадлежности такого оператора к субъектам хозяйствования государственного сектора экономики.
Закон "О рынке природного газа" закрепляет устоявшиеся в Евросоюзе, экономически обоснованные подходы к организации работы газового рынка.
1. Разделение функций оператора от функций производителей и поставщиков. Так, закон вводит принятые в ЕС механизмы для недопущения антиконкурентного влияния добытчиков и поставщиков газа на работу операторов ГТС, газохранилищ, газораспределительных систем, а также потенциального оператора установки LNG. Закон не предусматривает приватизации оператора газотранспортной системы, находящейся в государственной собственности.
2. Четкое определение функций государства и независимость регулятора. В частности закон предусматривает, с одной стороны, государственное регулирование монопольных рынков (транспортировки, распределения, хранения, услуг установки LNG), с другой - развитие свободной добросовестной конкуренции на товарном рынке природного газа. Закон также закрепляет минимальное вмешательство государства в работу оптового рынка природного газа. Так, деятельность оптового продавца не подлежит лицензированию. При этом, вмешательство правительства должно быть обусловлено только общегражданским интересом. Например, интересом обеспечения бесперебойного поступления природного газа для потребителей Украины, диверсификации источников такого поступления и т. др. и совершенное в недискриминационный и прозрачный способ.
3. Свободное ценообразование. Согласно закону, на оптовом и розничном рынках природного газа будет действовать принцип свободного ценообразования (кроме случаев, когда КМУ воспользовался правом положить специальные обязанности на субъектов рынка природного газа) и свобода выбора источников поступления природного газа. Закон создает предпосылки для новой модели рынка природного газа, построенной на принципах свободной добросовестной конкуренции и ориентированной на обеспечение высокого уровня защиты прав и интересов потребителей.
Согласно финальной версии законопроекта, документ определяет, что оператор газотранспортной системы - это субъект хозяйствования, который на основании лицензии осуществляет деятельность по транспортировке природного газа газотранспортной системой в пользу третьих лиц (заказчиков).
Присоединение объекта заказчика к газотранспортной или газораспределительной системы осуществляется в следующем порядке:
- получение разрешения оператора газотранспортной или газораспределительной системы на присоединение;
- получение заказчиком или проектировщиком исходных данных;
- разработку проектной документации и проведение в случаях, предусмотренных законодательством, ее экспертизы;
- утверждение проектной документации;
- выполнение подготовительных и строительных работ;
- подключение объекта к газотранспортной или газораспределительной системы;
- принятие в эксплуатацию законченного строительством объекта;
- регистрация права собственности на объект строительства.
Также, согласно закону, проектирование и строительство объектов газотранспортной или газораспределительной системы осуществляется в соответствии с законодательством в сфере градостроительной деятельности, а также технических условий присоединения, предусмотренных кодексом газотранспортной системы или кодексом газораспределительных систем.
"Заказчик имеет право по своему усмотрению выбирать исполнителя проектных и строительных работ по присоединению среди субъектов хозяйствования, которые имеют право на осуществление соответствующего вида деятельности в соответствии с требованиями законодательства. При этом затраты заказчика, связанные с выполнением проектных и строительных работ, не включаются в состав платы за присоединение к газотранспортной или газораспределительной системы.
Плата за присоединение к газотранспортной или газораспределительной системы определяется в соответствии с договором между заказчиком и оператором газотранспортной или газораспределительной системы на основании методологии, утвержденной Регулятором.
"Оператор газотранспортной или газораспределительной системы имеет право отказать в предоставлении разрешения на присоединение исключительно в случае отсутствия или недостаточности свободной мощности газотранспортной или газораспределительной системы. По инициативе заказчика может быть проведена независимая экспертиза исходных данных на соответствие действующим стандартам, нормам и правилам ", - говорится в законе.
После подписания Президентом Украины закон вступает в силу со дня опубликования, но начинает применяться с 1 октября 2015 г. (кроме некоторых положений, которые начинают действовать позже). С этого же дня прекращается действие закона Украины "Об основах функционирования рынка природного газа".
Напомним, Верховная Рада приняла этот законопроект в первом чтении 05 марта 2015 г.
Отметим, премьер-министр Арсений Яценюк призвал Раду принять законопроект "О рынке природного газа".