Народные депутаты поддержали в первом чтении президентский законопроект № 2541 "О правовом режиме военного положения". За соответствующее решение проголосовали 258 нардепов из 226 минимально необходимых.
Глава комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности и обороны Сергей Пашинский рекомендовал парламенту принять этот документ лишь в первом чтении.
Вместе с тем, нардепы отказались поддержать предложение комитета о подготовке данного законопроекта ко второму чтению по сокращенной процедуре.
Как заявил представитель Президента Украины в Верховной Раде, народный депутат из фракции "Блок Петра Порошенко" Степан Кубив, этот законопроект направлен на законодательное урегулирование правового режима военного положения с учетом обстоятельств, возникших в связи с внешней агрессией и проведением антитеррористической операции на востоке Украины.
"Положения законопроекта предлагают увеличение перечень мер правового режима военного положения", - отметил Кубив.
Так, законопроект предусматривает дополнительные меры по усилению защиты государственной тайны и т.д.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, предусматривается увеличить перечень и детализировать содержание мер военного положения, ввести гарантии деятельности Президента Украины, Верховной Рады Украины, более четко урегулировать порядок введения и отмены правового режима военного положения, нормировать порядок деятельности и полномочия военного командования, органов государственной власти в условиях действия военного положения, военных администраций - временных государственных органов, создаваемых Президентом Украины на территориях, на которых введено военное положение, для обеспечения действия Конституции и законов Украины, обеспечения вместе с военным командованием введения и осуществления мер правового режима военного состояния, обороны, общественного порядка и безопасности, охраны прав, свобод и законных интересов граждан.
По законопроекту в Украине или в отдельных ее местностях, где введено военное положение, военное командование вместе с военными администрациями (в случае их образования) могут самостоятельно или с привлечением органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления вводить и осуществлять меры правового режима военного положения, но исключительно в пределах временных ограничений конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также прав и законных интересов юридических лиц, предусмотренных указом Президента Украины о введении военного положения.
Мерами правового режима военного положения по законопроекту, в частности являются:
1) установление усиленной охраны важных объектов национальной экономики и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, и введение особого режима их работы (перечень объектов национальной экономики и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, подлежащих усиленной охране в условиях военного положения, утверждается Кабинетом министров Украины);
2) введение трудовой повинности для трудоспособных лиц (причем за работниками, привлеченными к выполнению общественно-полезных работ, на время выполнения таких работ сохраняется прежнее место работы (должность); порядок привлечения трудоспособных лиц в условиях военного положения к общественно полезным работам и вопросы их социальной защиты с учетом требований закона определяются Кабинетом министров Украины);
3) принудительное отчуждение имущества, находящегося в частной или коммунальной собственности, изъятии имущества государственных предприятий, государственных хозяйственных объединений для нужд государства в условиях правового режима военного положения в установленном законом порядке;
4) запрет проведения мирных собраний, митингов, шествий и демонстраций, других массовых мероприятий;
5) нарушения в порядке, определенном Конституцией и законами Украины, вопрос о запрете деятельности политических партий, общественных объединений, если она направлена на ликвидацию независимости Украины, изменение конституционного строя насильственным путем, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, подрыв ее безопасности, незаконное увлечение государственной власти, пропаганду войны, насилия, на разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды, посягательство на права и свободы человека, здоровье населения;
6) регулирование работы предприятий телекоммуникаций, полиграфических предприятий, издательств, телерадиоорганизаций, телерадиоцентров, театрально-зрелищных и других предприятий, учреждений, организаций и заведений культуры и средств массовой информации, а также использования местных радиостанций, телевизионных центров и типографий для военных нужд и проведения разъяснительной работы среди войск и населения; запрещение работы приемно-передающих радиостанций личного и коллективного пользования и передачу информации через компьютерные сети;
7) установление особого режима в сфере производства и реализации лекарственных средств, которые имеют в своем составе наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры, иные сильнодействующие вещества, перечень которых определяется Кабинетом министров Украины;
8) проведение эвакуации населения, если возникает угроза его жизни или здоровью, а также материальных и культурных ценностей, если возникает угроза их повреждения или уничтожения, в связи с перечнем, утверждаемую Кабинетом министров Украины;
9) освобождение с должностей руководителей любых предприятий, учреждений и организаций за ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, назначать исполняющих обязанности руководителей указанных предприятий, учреждений и организаций;
10) принятие дополнительных меры по усилению защиты государственной тайны;
11) интернирование (принудительное отселение) граждан иностранного государства, что угрожает нападением и осуществляет агрессию против Украины.
При этом в местностях, где ведутся боевые действия, введения и осуществления мер правового режима военного положения возлагается непосредственно на военное командование и военные администрации (в случае их образования).
"Предполагается, что введения и осуществления мер правового режима военного положения осуществляется в соответствии с утвержденным Кабинетом министров Украины типового плана внедрения и обеспечения мероприятий правового режима военного состояния в Украине или в отдельных ее местностях", - говорится в пояснительной записке.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, его принятие будет способствовать:
- повышению эффективности руководства Президентом Украины в условиях военного положения Вооруженными силами Украины, другими военными формированиями и правоохранительными органами, а также внедрению и осуществлению военными администрациями мер правового режима военного положения;
- эффективной координации Кабинетом министров Украины деятельности органов исполнительной власти относительно всестороннего обеспечения внедрения в Украине или в отдельных ее местностях военного положения, перевода экономики и финансовой системы на функционирование в условиях этого состояния;
- созданию условий для нормализации ситуации и обеспечения непрерывности реализации публичной власти на территории, где введено военное положение, и, как следствие, для предоставления услуг населению соответствующих административно-территориальных единиц, остановке развития кризисных тенденций в хозяйственном секторе и общественно-политической ситуации.
Напомним, 3.04.2015 р. Порошенко внес в Верховную Раду Украины проект закона "О правовом режиме военного положения".