За документ проголосовали 253 депутата ВР
Верховная Рада Украины приняла за основу законопроект №6232 "О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины и другие законодательные акты". За документ проголосовали 253 депутата ВР, передает корреспондент РБК-Украина.
Так, законопроект предусматривает ряд изменений, направленных на обеспечение таких принципов судопроизводства, как состязательность, диспозитивность и пропорциональность. Предлагается предусмотреть, что суд взвешивает целесообразность процессуальных действий по сравнению с задачей судопроизводства, значением дела, ценой иска, размером судебных расходов, определяет вид обеспечения иска, размер встречного обеспечения, распределяет судебные расходы, определяет сроки подачи заявлений по сути дела, принимает меры процессуального принуждения и т.д.
Планируется предоставить фактическую, а не формальную свободу на любой стадии судебного процесса отказаться от иска или заключить мировое соглашение, предмет которой к тому же (в отличие от действующих правил) может выходить за пределы предмета спора, если это не нарушает требования закона и права третьих лиц.
Согласно новым правилам юрисдикции и подсудности, юрисдикция между общими, хозяйственными и административными судами разграничивается в зависимости, в первую очередь, от предмета спора, а не субъектного состава сторон. С целью предупреждения юрисдикционных споров и "дублирование" гражданских, хозяйственных, административных дел вводится понятие "производных требований", которые в отдельных случаях могут быть объединены с основными даже если по отдельности они должны рассматриваться по разным правилам судопроизводства. Также в кодексы включен ряд механизмов, которые должны предотвращать манипуляциям с определением подсудности.
Кроме упорядочения и доработки норм, касающихся способов защиты, кодексы дополнен новеллами, которые, в частности, регулируют определение, порядок предоставления и исследование электронных доказательств, проведение экспертизы не только на основании решения суда, но и по заказу участников дела и тому подобное.
Правила хозяйственного процесса дополнены нормами, которые позволяют использовать показания свидетелей как субсидиарный источник доказательств.
Новыми правилами гражданского и хозяйственного видов судопроизводства предусматривается право суда применять способы обеспечения иска и доказательств не только в соответствии с установленными законом или договором, но и в любой другой способ, который эффективно защищает нарушенное право истца, если такой способ не противоречит закону.
Соблюдение разумных сроков рассмотрения дел, процессуальная экономия и уменьшение нагрузки на суды должны быть достигнуты за счет упрощения процедуры и ускорения рассмотрения несложных и менее значительных дел, а в предусмотренных законом случаях - рассмотрение дела без вызова сторон. В таких делах срок рассмотрения составляет не более 60 дней со дня открытия производства по делу.
В любом деле (за исключением отдельных категорий) стороны могут обратиться к неформальной процедуре рассмотрения - урегулирование спора с участием судьи, по результатам которого они могут или заключить мировое соглашение, либо продолжить судебное разбирательство.
В проекты процессуальных законов планируется ввести системные механизмы предотвращения злоупотребления процессуальными правами. Злоупотребление процессуальными правами будет тянуть практические негативные последствия, такие как возврат соответствующего заявления без рассмотрения, процессуальные ограничения, применение мер процессуального принуждения, дисциплинарная ответственность адвоката, прокурора и тому подобное.
Нормы законопроекта предусматривают широкие возможности осуществления судопроизводства с применением информационных технологий ("электронный суд"), в частности, совершение всех процессуальных действий через средства электронной связи с соответствующими механизмами идентификации и безопасности. Участникам дела обеспечивается возможность принимать участие в судебном заседании в режиме видеоконференции, не покидая своего жилого или рабочего помещения, а для свидетелей, экспертов - в помещении другого суда.
Материалы дел будут храниться, как правило, в электронном виде, что упростит доступ к ним участников дела, устранит временные, финансовые и организационные расходы, связанные с пересылкой материалов дела из одного суда в другой, упростит анализ и обобщение судебной практики и тому подобное. Следует вместе с тем отметить, что право участников дела обращаться в суд "в бумажной форме" останется у них и после внедрения "электронного суда».
Так, решение суда по конкретному делу пересматривается в порядке Верховным Судом по соответствующей жалобе только один раз. При этом, Верховный Суд может действовать в составе коллегии, палаты, объединенной палаты соответствующего кассационного суда, Большой Палаты Верховного Суда.
По общему правилу, Верховный Суд рассматривает дела в составе коллегии из трех или более нечетного количества судей.
При этом, если коллегия соглашается с практикой правоприменения в подобных правоотношениях, которая имеет место в решениях другой коллегии в пределах этой же палаты, другой палаты этого же кассационного суда или иного кассационного суда, такая коллегия может передать дело на рассмотрение палаты, в которую входит эта коллегия, или объединенной палаты соответствующего кассационного суда, или Большой палаты Верховного суда соответственно.
В таком случае решение по результатам кассационного производства будет приниматься палатой, объединенной палатой соответствующего кассационного суда или Большой Палатой Верховного Суда.
Напомним, парламентская фракция "Блок Петра Порошенко" призывает народных депутатов проголосовать за законопроекты по судебной реформе на этой неделе.